Тезаурус K


开指 [kāizhǐ] - одночастное произведение для циня, использовавшееся в трех случаях. В первом, в качестве этюда, перед произведениями схожего типа, в качестве упражнения, исполняемого в такой же тональности; в качестве вступления к большому произведению; в качестве небольшой самостоятельной пьесы.

空弦 [kōng xián] – открытая струна.

孔子 [Kǒngzǐ] - Кунцзы (ок. 551 -479 до н. э.). Конфуций древний мыслитель и философ Китая, личность которого исторически достоверна. Учение Конфуция оказало глубокое влияние на жизнь Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианство. Его каноническая биография изложена Сыма Цянем в «Исторических записках» (Шицзи). Конфуций происходил из родовитой, но обедневшей семьи, восходившей к династии Инь (Шан). Уже в молодости стал первым в истории Китая профессиональным преподавателем и организатором сообщества ученых-интеллектуалов. Конфуций прекрасно разбирался в музыке. По преданию Конфуций отобрал и отредактировал более трех сотен народных песен и стихотворений различных жанров, вошедших в “Книгу песен”. Был музыкально образованным человеком. Владел искусством игры на цине. Композицию “Вэнь ван” изучал под руководством известного мастера того времени - Ши Сяна. В 481 году до н.э. Конфуций написал произведение “陬操” zōu cāo «Цзоуи». В поздних нотных записях, авторство сохранившихся произведений для циня “龟山操” guī shān cāo «Черепашья гора», “将归操“ jiāng guī cāo «Возвращение генерала» приписывается кисти Конфуция.
Конфуций был хорошо знаком с классической литературой и посвятил себя изучению музыки династий Ся, Шан и Чжоу.
В «Беседах и суждениях» Конфуций уделил большое внимание музыке. Положения о музыке, высказанные философом, легли в основу и были развиты в классической концепции китайской музыки, изложенной в канонической книге礼记lǐjì «Лицзи» («Книга установлений», «Книга обрядов», «Трактат о правилах поведения», «Записки о нормах поведения»). Конфуцианская концепция музыки основывается на другой конфуцианской канонической книге 乐经yuèjīng «Книге музыки», утраченной в правление Цинь Шихуана, когда конфуцианство подвергалось гонениям со стороны двора. «Книгу музыки» в полном объеме восстановить не удалось, однако ее фрагменты вошли в раздел 乐记yuèjì «Записи о музыке» в трактате «Лицзи». В «Записях о музыке» говорится, что когда правители и подданные, старшие и младшие вместе слушают музыку, между ними устанавливаются и развиваются отношения единства, согласия, почтительности, послушания и любви. Музыка определяет «основы соразмерности и гармонии» в обществе, и поэтому человек не может обходиться без нее.
Конфуцианцы были твердо убеждены, что распространение соответствующей музыки может оказать глубокое воздействие на изменение нравов, обычаев и привычек народа. Музыка «может облагородить сердца народа, сделать глубокими его чувства, изменить нравы и преобразовать его обычаи». Из чего мыслитель делает вывод о необходимости обучения музыке всего народа.

孔子读易 [Kǒngzǐ dú yì] «Кунцзы читает Книгу перемен». См. статью 读易 dú yì «Читая Книгу перемен».

口传心授 [kǒuchuán xīnshòu] о передаче знаний (традиции, учения) от наставника ученику. «Передавать из уст, воспринимать знания (учение) сердцем», «устная традиция передачи знаний и восприятие (знания) сердцем».

枯木禅师 [Kūmù chánshī] – Наставник «Сухое дерево» (1839-1908 (до 1911)). Был известен также под именем 枯木禅 kūmù chán, 空尘 kōngchén, в миру носил фамилию Цзян. Уроженец Жугао, провинция Цзянсу. Осиротел в детстве, зарабатывал на жизнь обучением детей. До достижения двадцатилетия совершил постриг в монахи. Основы игры на цине постигал под руководством настоятеля Общества совершенного постижения, монаха по имени Муцунь. После чего путешествовал с юга на север. Рисовал, владел искусством каллиграфии. Одно время был настоятелем храма Хугосы в Сучжоу. Последние годы жизни провел в храме Цзиньшань в Чжэньцзяне (городской округ на территории современной провинции Цзянсу, КНР). Автор «Нотной записи для циня чаньской «школы наставника Сухое дерево»» и «Собрание непросеянного».
С жизнью и творчеством Наставника «Сухое дерево» были тесно связаны судьба другого известного мастера игры на цине - Хуан Мяньчжи (См. статью 黄勉之 Huáng Miǎnzhī).
Говорили, что Хуан Мяньчжи не любил говорить о своем прошлом, но однажды в беседе все же обмолвился об истоках своего обучения.
В ранние годы он с друзьями основал общество игры на цине. Больше всего пользы, по словам самого Хуан Мяньчжи, он вынес от общения с 陶梦兰(Táo Mènglán) Тао Мэнланем из Сяошаня. Позже он услышал о том, что в Нанкине живет монах, по имени Наставник «Сухое дерево», превосходно владеющий инструментом, но не имевший учеников, кому бы он мог передать свое искусство.
Все бы ничего, но обязательным условием для обучения у него, был постриг в монахи. По одной из версий, монашество не стало высокой ценой для получения бесценных уроков.
И после обучения у Наставника «Сухое дерево» Хуан Мяньчжи вернулся к мирской жизни. К сожалению, достоверных источников, которые бы опровергали, или подтверждали данную версию, не сохранилось.

枯木禅琴谱 [Kūmù chán qínpǔ] - «Нотная запись для циня чаньской «школы наставника Сухое дерево»». Ксилографическое издание опубликованное в 19-ый год правления цинского императора Гуансюя (1893 год по Григорианскому календарю). Составлена представителем Гуанлинской школы Ши Кунчэнем (释空尘). Состоит из восьми свитков. Первые два посвящены теоретическим вопросам игры на цине и аппликатуре, остальные шесть свитков содержат нотные записи 32 произведений. Нотная запись содержит множество разъяснений и примечаний.
При составлении данной нотной записи, автор на протяжении многих лет проводил критические исследования и вносил исправления, собирал рукописи и собрания известных мастеров. Ввиду существующих в разных школах игры на цине различий, путанице в названиях произведений, за основу были взяты названия из двух нотных записей «Нотной записи из студии Пяти совершенствований преодоления Пути» (五知斋琴谱 wǔzhī zhāi qínpǔ) и «Нотной записи из дальнего зала» (自远堂琴谱 zì yuǎn táng qínpǔ). Были сделаны необходимые, по мнению автора поправки и изменения, характер которых позволяет судить о принадлежности к Гуанлинской школе игры на цине (см. статью 广陵派 guǎnglíng pài).

枯木龙吟 [kūmù lóngyín] – «Рык дракона с сухого дерева». Название известного инструмента династии Тан.

愧庵琴谱 [kuì ān qínpǔ] – «Нотная запись из скита угрызений совести». Рукопись начала правления династии Цин, в предисловии к которой, датируемом 17 годом правления Шуньчжи (1660 год по Григорианскому календарю) отмечается, что рукопись была составлена У Шиляном из столицы империи и вычитана Сы Гоцзюнем из Лянцзяна. Состоит из двух свитков, включающих двадцать две композиции, тринадцать из которых сопровождаются цветными или черно-белыми рисунками, выполненными тушью.

昆山玉 [kūnshānyù] - нефрит с горы Куньлунь, Кунлуньский нефрит. Название циня.

tags: цинь, гуцинь, музыка древнего Китая, музыкальные инструменты древнего Китая, древнекитайская музыка, мастера игры на гуцине, нотные записи произведений для гуциня.

Вам также может понравится