«Кресло великого наставника»
С сунских времен сохранилась запись о том, что канцлер царства Южное Сун по имени Цинь Гуй имел еще один титул - Великого Наставника. Титул был формальным и, хотя занимал высокое положение в табеле о рангах, не давал своему обладателю никакой реальной власти.
Однажды уставший Цинь Гуй сидя в кресле (с изогнутой спинкой, переходящей в локотники «цзюаньи»), запрокинул голову назад и у него с головы слетела, покрывающая голову повязка. Поблизости оказался чиновник по имени У Юань, известный подхалим, никогда, ничего не упускающий из виду. У Юань поднял слетевшую повязку и ловко надел ее на голову Цинь Гуя.
Сразу после этого случая У Юань нашел мастера и попросил его сделать специальный подголовник в форме листа лотоса который устанавливался бы на спинке кресла и позволял опереть на него голову.
Исторические записи свидетельствуют о том, что У Юань приказал изготовить сорок таких кресел, а кресло назвали «тайшиян», или «великого наставника», потому что Цинь Гуй был единственным чиновником удостоенным данного титула.
Каким образом нам стало известно об этой истории? Она была записана одним из современников Цинь Гуя и участником тем далеких событий по имени Чжан Дуаньи.
Так со времен правления династии Сун за креслом закрепилось это название. Однако после правления Цин люди все меньше и меньше обращали внимание на такие отличительные признаки кресла как использование дорогой древесины для изготовления кресла, богатство отделки, показатель социального статуса его владельца.
И хотя в поздний период правления Цин конструкция кресла не претерпела каких-либо существенных изменений - подлокотники и спинка крепились к обвязке сиденья под прямым углом, подлокотники стали шире, панель спинки украшала излишняя резьба.
Обвязка широкого прямоугольного сиденья «кресла великого наставника» покоится на четырёх ножках, в нижней части конструкции усиленных проножкой. Спинка в большинстве случаев трёхчастная, центральная часть может значительно выступать над боковыми и иногда бывает изогнута назад, образуя подобие подголовника, обеспечивающего комфортное положение головы при сидении. Такие кресла использовались парами в главном холле усадьбы, других присутственных местах, образуя прекрасный гарнитур со столом, чайным столиком или самостоятельно выставляться в ряд вдоль боковых стен холла.
Для кресла характерна некоторая тяжеловесность форм, его силуэт выглядит значительно менее изящным по сравнению с другими традиционными формами кресел, хотя не менее выразителен, резьба рельефнее и разнообразнее по рисунку. Очень распространенным приёмом декорирования является интарсия, выполненная с использованием древесины ценных пород, инкрустирование другими материалами или накладки.
При внешней «спокойности» формы цинских «тайши и» и минских «цюаньи», у первых она основывается на ощущении внешней монументальности, в то время как у вторых на гармоничности, что явилось отражением художественных предпочтений и представлений о красоте и удобстве.
Художественным эталоном можно считать «тайши и», изготовленные из древесины ценных пород в период правления императора Цяньлуна. Наиболее часто для изготовления этого типа кресел использовался сандал, хуали, уму, хунму, куриное крыло, наньму
Цинские «тайши и» не имели устоявшейся формы и любое кресло с подлокотниками, поставленное в главном холле дома, можно было назвать «тайши и». Отличительными чертами «кресла великого наставника» были достаточно большие габариты, спинка в виде створок ширмы, оканчивающаяся подголовником, панели спинок и подлокотников кресел, украшенные филёнками с резьбой, инкрустированные мрамором, нефритом, цветным или однотонным фарфором.
Обвязка сидения со спинкой и локотниками как бы покоилась на квадратном табурете типа «удэн». Трехчастная или пятичастная спинка, выполненная в виде ширмы, и подлокотники уступчатой формы могли легко отделяться от сиденья, обеспечивая дополнительное удобство при транспортировке. Спинка и локотники соединялись с сиденьем кресла под прямым углом, что не обеспечивало такого комфорта как, например, при сидении в «цзюаньи».
Цинские «тайши и» практически никогда не отличались простотой декора. В арсенале мастера был практически безграничный набор технических приёмов отделки и мотивов декора. Инкрустация камнем, фарфором, перламутром, интарсия с использованием древесины ценных пород, капа, резной декор, резьба по лаку, роспись золотом. При таком внешнем великолепии и богатстве отделки, наиболее подходящим местом для того, чтобы подчеркнуть все художественные достоинства кресла, были неброские стены. В богатых домах «тайши и» дополнялись табуретом с квадратным сиденьем фандэн, чайным столиком чацзи, топчаном с трехчастной спинкой «лоханьчуан», образуя композиционный центр главного холла традиционной китайской усадьбы.