Бочонкообразные табуреты «дунь» и «сюдунь»


Схема табурета с круглым сиденьем сюдунь
Схема табурета с круглым сиденьем сюдунь

Табурет «дунь» представляет собой небольшой предмет для сидения без спинки, по высоте ниже стула. По изысканности стиля и формы бочонкообразные табуреты значительно превосходят табуреты «удэн». Табуреты «дунь» могли использоваться как внутри, так и вне помещения. Изысканная форма табурета обеспечила его популярность на протяжении всего правления династий Мин и Цин.

Необычайная бочонкообразная форма, позволяющая сидящему на табурете человеку иметь круговой обзор, делала табурет удобным для использования внутри дома, в дворике или саду. Табурет такой формы прекрасно сочетался со столиком «цзи», а фигурные прорези в стенках табурета делали его удобным при переноске.

Цин. Сяо Гуанчао. У Цзинвэнь «Двенадцать красавиц». Свиток на шелку. Фрагмент. Из собраний Пекинского Музея Гугун.
Цин. Сяо Гуанчао. У Цзинвэнь «Двенадцать красавиц». Свиток на шелку. Фрагмент. Из собраний Пекинского Музея Гугун.

Табуреты «дунь» появились уже в правление династии Хань и первые из них плелись из бамбуковой лозы. Позднее, в период Пяти Династий, сиденье табурета стали драпировать тканью, украшенной вышивкой и табурет получил еще одно название «сюдунь» или «вышитый дунь». Так, на свитке Гу Хунчжуна «Ночная пирушка у Хань Сицзая», хранящемся в собрании музея Гугун, музыканты сидят на табуретах бочонкообразной формы, покрытыми украшенными вышивкой чехлами, сверху донизу закрывающими табуреты.

Пять Династий. Гу Хунчжун. «Ночная пирушка Хань Сицзая». Свиток на шелку. Фрагмент. Из собраний Пекинского Музея Гугун.
Пять Династий. Гу Хунчжун. «Ночная пирушка Хань Сицзая». Свиток на шелку. Фрагмент. Из собраний Пекинского Музея Гугун.

Табуреты на свитках имеют сиденья круглой формы, однако представить конструкцию и материал, из которого они изготовлены, не представляется возможным, так как сиденье покрыто чехлом, спадающим до уровня прорезей и крепившимся к табурету шёлковыми завязками. И хотя в это время табуреты большей частью изготавливались из древесины, по своей форме они по-прежнему напоминали те, что были сделаны из лозы. В правление династии Сун, табуреты «дунь» уже повсеместно вошли в обиход.

Анализируя конструктивные особенности табуретов данного типа, можно отметить то, что на протяжении всей своей эволюции они сохранили две характерные особенности. Во-первых, фигурные прорези, сохранившиеся с того времени, когда табуреты плели из лозы и во-вторых, бороздку в нижней части сиденья, тянущуюся по всему его периметру и делающую сиденье внешне напоминающим пуговицу, на которую, словно на барабан, при помощи гвоздей со шляпками натягивалась кожа. Именно эти детали были характерны для большинства деревянных табуретов, изготовленных в период правления Мин. Не были исключением и табуреты из фарфора. Из-за внешнего сходства с барабаном, бочонкообразные табуреты называли ещё «гудунь», что буквально означало «табурет в форме» барабана.

До нашего времени сохранилось незначительное количество табуретов, изготовленных в правление Мин, а также изготовленных в минской стилистике, но уже в более поздний цинский период.

Сун. Чжао Цзи. «Литературное собрание». Свиток на шелку. Фрагмент. Из собраний Тайбэйского Музея Гугун.
Сун. Чжао Цзи. «Литературное собрание». Свиток на шелку. Фрагмент. Из собраний Тайбэйского Музея Гугун.

Сун. Су Ханьчэнь. «Дети, играющие в осеннем дворе». Свиток на шелку. Фрагмент. Из собраний Тайбэйского Музея Гугун.
Сун. Су Ханьчэнь. «Дети, играющие в осеннем дворе». Свиток на шелку. Фрагмент. Из собраний Тайбэйского Музея Гугун.

Табуреты цинского периода отличает многообразие форм и сложность декоративной отделки. В этот период времени происходит отказ от больших прорезей, декоративной борозды и декора в виде шляпок гвоздей. Стенки табурета украшаются сложной ажурной резьбой в виде травяного, геометрического орнамента или резьбой в виде морской волны. Размер прорезей постепенно уменьшается и они приобретают форму бегонии, цветка абрикоса или плода персика. Иногда вертикальная стойка обрамления прорези выполнялась в виде линчжи, либо жезла «жуи». Среди наиболее часто встречающихся материалов, использовавшихся для изготовления табуретов этого типа - древесина, бамбук, лоза, фарфор и клуазонне. Сиденье табурета обычно украшалось интарсией из вишни, чтобы добавить предмету внешнего великолепия.

Табурет пользовался большой популярностью из-за небольших размеров и прекрасно подходил для интерьеров небольших жилых помещений.

Вам также может понравится