Анатомия инструмента. Характерные особенности.


Схема
Схема

При подготовке чертежа, за основу был принят цинь, выполненный в стилистике «чжунни ши».
Каждая часть инструмента имеет свое собственное название. Согласно письменным источникам, названия частей циня, в основном, сложились уже в ханьские времена.
Автор приводит названия частей циня в русской транскрипции, по возможности сопровождая названия пояснениями.
Ввиду того, что инструменты отличаются по форме, названия некоторых частей (как правило, касается верхней деки циня) могут не совпадать, а иногда просто отсутствовать. Длина циня составляет 36.5 цуня (121.5 сантиметра) символизируя собой 365 дней года. 12 ладов символизируют 12 месяцев в году, 13 лад - добавочный тринадцатый месяц «жуньюе» по лунному календарю в високосный год.

Верхняя дека циня

Лунъинь - «десна дракона» нижний порожек - неглубокие пазы, через которые проходят струны в нижней части инструмента.
Цзяовэй - «обгоревший край» декоративные выступы по обеим сторонам «десен дракона». До наших дней дошла история, связанная с возникновением этого названия. Жители царства У использовали древесину Павловнии для топки печей и приготовления пищи. Как-то раз, услышав треск горящих в печи дров, Цай Юн воскликнул: «Из этого дерева может получиться прекрасный инструмент. Цай Юн вытащил из печи недогоревшее полено и сделал из него цинь. Он назвал свой цинь «обгоревший край», так как на узком конце циня остались следы огня.
Яо - «поясница», или «талия» циня.
Гуаньцзяо «церемониальная шапка» выступ на деке циня, расположенный выше уровня «поясницы» инструмента.
Цзянь – «плечо».
Дин букв. голова, маковка, макушка. В представленной схеме обозначена как «шея» циня. Роберт Ван Гулик в своей книге «The Lore of the Chinese Lute: An Essay in Ch'in Ideology» (1941) называет эту деталь инструмента «плечи небожителя».
Юешань - порожек циня.
Циньэ - «лоб, чело» циня

Нижняя дека циня

Иньто опора для «десны дракона»
Фэнчжао - «пруд фениксов» малое резонаторное отверстие (или малый голосник), расположенное на нижней деке инструмента.
Яньцзу - «гусиные лапки» ножки инструмента.
Лунчи - «пруд драконов» большое резонаторное отверстие (большой голосник), расположенное на нижней деке инструмента.
Сяньянь «струнные глазки» отверстия для закрепления струн
Чжэньчи букв. «пруд» колков.
хучжэнь щиток для предохранения колков.

Полость циня

Юньчжао «пруд созвучий».
Наинь – звукопоглотитель. Представляет собой своеобразное «устройство» для обработки звука. Звукопоглотитель располагается в полости циня и представляет собой специальную выпуклую часть или деталь, форма которой соответствует звуковым желобкам.
Звукопоглотитель необходим для того, чтобы при извлечении звука, «запечатать» часть звуковых желобков, таким образом, чтобы одна часть звуков свободно прозвучала, а другая, отразившись от звукопоглотителя, резонировала в полости деки, создавая особое очарование остаточного звучания инструмента.
Звукопоглотители бывают двух типов, «наинь» и «ложный наинь». «Ложный наинь» делают не цельным в полости циня, а, изготовив, устанавливают его туда. Инструменты, изготовленные в период правления династии Тан, как правило, имели ложный наинь изготовленный из древесины Павловнии
Цзучи отверстия для крепления «гусиных лапок».
Дичжу миф. опора земли.
Цаофу – полость циня.
Тяньчжу миф. небесный столп, опора небосвода
Динши внутренняя сторона, часть «шеи» циня
Шэнчи «пруд звуков»
Шэсюе «пещера языка»
Дитоу «склоненная голова» выгнутый внутрь отрезок деки, расположенный от 2-3 ладов до порожка у «чела» циня.

Вид сбоку

Яньцзу «гусиные лапки» (ножки, на которых покоится корпус циня).
Циньчжэнь колки инструмента.
Хучжэнь щиток для колков.
Шэ - «язык» выступающая из напоминающего по форме перевернутый месяц углубления часть, похожая на днище перевернутой лодки, расположенная в торце «головной части» инструмента.

Материал

В старых книгах говорится, что верхнюю деку циня по большей части изготавливали из древесины Павловнии, а нижнюю - из катальпы. Так в «Шицзин» можно прочесть следующие строки: «Орех и каштан насадил он кругом, и тис, и сумах, и катальпу над рвом – на цитры и гусли их срубят потом».
Для достижения лучших резонансных свойств инструмента, верхнюю деку циня делали из мягкой древесины, а нижнюю - из твердой. В наши дни верхнюю деку изготавливают из древесины Павловнии, «старого» елового дерева, из которого делали поперечные балки старых домов и оставшиеся после их сноса, стеркулии платанолистной и сосны.
При изготовлении нижней деки, кроме катальпы, используют кедр и некоторые другие сорта древесины. Иногда используется низкосортная древесина, бывают случаи, когда верхняя и нижняя деки циня изготавливаются из одного материала.

Струны

Для циня используются струны двух типов - металлические и шелковые. Толщина струн увеличивается от первой к седьмой струне. Металлические струны имеют сердечник, обмотанный высококачественной шелковой нитью и обтянутый внешним слоем плоской поперечной оплетки из нейлона.
Именно использование трех типов материала и технология изготовления обеспечивает высокое качество звучания. Следует тщательно выбирать струны при покупке, обращая внимание на качество внешней нейлоновой оплетки. Важно, чтобы оплетка была ровной и не прокручивалась на сердечнике.
Поверхность струны должна быть гладкой без выступов и шероховатостей. Металлические струны более прочные, не подвержены перепаду температур и влиянию среды. Поверхность струн должна быть гладкой и не издавать дополнительных призвуков при быстрых пассажах (скольжении пальцев по струнам).
Шелковые струны изготавливаются из крученных шелковых нитей. 5, 6 и 7 струны изготавливают из крученных шелковых нитей, а 1, 2, 3 и четвертые струны имеют сердечник из крученных шелковых нитей, который снаружи покрывается слоем внешней оплетки. И хотя известно, что шелковые струны страдают выраженными призвуками (можно зашкурить неровности мелкозернистой наждачной бумагой) и сильно подвержены влиянию среды, они обладают чистым естественным звучанием, которое не идет ни в какое сравнение со звуком металлических струн.

Струнные дорожки

Под струнными дорожками подразумевается расстояние между двумя соседними струнами циня. Как правило, равно 1,9 сантиметра, у некоторых инструментов оно составляет 1,8 и даже 2 сантиметра. Если у музыканта очень широкие ладони расстояние между струнами может быть больше указанного.

Длина струн

Под длиной струн подразумевается рабочая длина струны от порожка циня до «десен дракона».
Старинные инструменты имеют длину от 100 до 118 сантиметров, обычно общая длина струны может разниться от 120 до 140 сантиметров.

Высота струн

Под высотой струн подразумевается расстояние между струнами и верхней декой циня. В древности говорили: «У десен дракона - лист бумаги, у горы Юешань - палец». Что значит, что в узкой части инструмента между струнами и декой можно подложить лист бумаги, а у порожка можно просунуть указательный палец. Как стандарт принимается место расположения седьмого лада, где расстояние между четвертой струной и декой должно составлять 0,4-0,5 сантиметра, а между первой струной и декой не должно превышать 0,6- 0,7 сантиметра. Если струны расположены высоко, то пальцы левой руки при зажиме струн будут перегружены, что затруднит извлечение звука, заставляя испытывать «противостояние пальцев».
Если низко – струны, резонируя, будут задевать деку циня, что будет приводить к «шаинь», другими словами – будет ослабляться сила звучности инструмента. При выборе циня можно попробовать зажать пальцами струны на четвертом и девятом ладах, чтобы убедиться, есть ли между декой и струнами расстояние. Если зазор составит один миллиметр, пальцы при игре будут испытывать излишние перегрузки.

"Склоненная голова"

Выгнутый внутрь отрезок деки, расположенный от 2-3 ладов до порожка у «чела» циня. От узкой «хвостовой» части инструмента примерно до метки третьего лада - дека циня прямая. Примерно за меткой 3-го лада имеется отчетливый скос, это было сделано для того, чтобы при зажиме струн обеспечить оптимальное расстояние между струнами и декой инструмента на наиболее часто используемых при игре участках деки, не «перегружать» левую руку и не испытывать при извлечении высоких звуков ощущений, известных как «противостояние пальцев».
Так как инструменты изготавливаются вручную без использования каких-либо технологий и специальных методов расчетов, лучше всего при выборе циня какое-то время поиграть и попытаться «почувствовать» инструмент.

Кривизна деки

Под кривизной деки подразумевается изгиб деки от внешнего края корпуса инструмента до места расположения меток ладов. Изгиб деки имеет немаловажное значение при игре на цине – дека не должна быть ни чрезмерно плоской, ни излишне закругленной к краям. Если край деки излишне округлен (в местах расположения 1 и 2, 6 и 7 струн), это может в значительной степени затруднить свободу движений кисти. Если дека по краям будет плоской, то при зажиме 3, 4, 5 струн дальше места расположения седьмого лада, основание большого пальца (тенар) станет помехой для струн и затруднит работу пальцев.

«Шаинь» угасание звука

Угасание звука может выражаться в посторонних шумах, возникающих при игре вследствие близкой расположенности струн к деке инструмента, ее неровности или шероховатости струн.
По этой причине к отделке поверхности деки предъявляются очень высокие технические требования. Это особенно касается участка от узкого конца циня до 9 и 10-х ладов, где не должно быть ни малейших неровностей. Выбирая инструмент, необходимо внимательно проверить, не угасает ли звук. Сделать это можно, скользя пальцами левой руки по струнам от конца циня до места расположения 5-6-го ладов и не прекращая при этом извлекать звук пальцами правой руки.
Если вам в руки попал хороший инструмент, который все же страдает данным изъяном, важно оценить серьезность проблемы, имея в виду, что найти хороший инструмент задача не из простых, а такой дефект как угасание звука подлежит устранению, как впрочем, и шероховатые с выступами струны, которые всегда можно заменить.

«Впалая поясница»

Явление, вызванное образованием на поверхности деки на участке 7-8 лада вогнутости (впадины). «Впалая поясница» представляет собой серьезный дефект, трудно поддающийся исправлению. Не стоит приобретать инструмент, страдающий этим «пороком».

Имитация трещинок

Даже будучи надлежащим образом обработанной и выдержанной (древесину, использующуюся для производства циней, выдерживают несколько лет, прежде чем приступают к изготовлению инструмента), древесина продолжает «дышать».
Дело в том, что внутри заготовки влажность изменяется значительно медленнее, чем снаружи. Внутри древесина изменяет свои параметры плавно, без значительных скачков, снаружи – наоборот, в зависимости от перепадов температур и влажности, древесина активно реагирует на изменение внешних условий.
В результате постепенного испарения влаги, слой лака, которым покрыт корпус циня, начинает трескаться. Образовавшиеся причудливые трещинки становятся отдельным предметом восхищения у знатоков и гордости у владельца инструмента. Существует даже форма классификации трещинок, где различаются трещинки в виде водного потока, брюха змеи, трещин льда, шерсти вола, плывущих облаков и т.д.
В наши дни эффект трещинок зачастую достигается искусственными методами, благодаря применению современных лаков и специальных технологий старения.
При выборе инструмента следует обратить внимание на то, чтобы трещинки не имели остроконечную форму и не выступали на поверхности инструмента словно «вершины горных хребтов». В противном случае, это может стать причиной «угасания звука».

Образец посвящения, вырезанный на цине выполненном в форме Чжунни ши
Образец посвящения, вырезанный на цине выполненном в форме Чжунни ши

Звучание циня

В случае, если цинь приобретается для концертной деятельности, звучание инструмента является главным определяющим критерием при его выборе. Древние считали: «Обсуждая цинь, прежде всего говорят о его звучании, затем о древесине [из которой инструмент сделан], рисунке трещинок [на поверхности деки], посвящениях [или дарственных надписях (обычно на задней деке циня) ], два последних в перечне в случае повреждения подлежат восстановлению»
Совершенный цинь, согласно представлениям древних, должен обладать «девятью добродетелями»: «Оригинальностью [формы]-«ци», возрастом - «гу», проникновенностью [звучания] - «тоу», мягкостью [звучания] - «жунь», умиротворенностью [звучания]- цзин, плавностью [звучания] - «юань», уравновешенностью [звучания] - юнь, чистотой [звучания] - цин и красотой [звучания] - фан».
Безусловно, найти инструмент, который обладал бы всеми из перечисленных качеств одновременно - невозможно, однако, если цинь обладает хотя бы тремя - четырьмя из «девяти добродетелей», то такой инструмент вполне можно считать хорошим.
Цинь хорошо звучит, если корпус инструмента обладает необходимыми резонансными свойствами, позволяющими извлечь при игре плотный, прозрачный, проникающий звук, подобный звуку использовавшегося в древние времена небольшого «военного барабана «пигу», с натянутой не слишком туго кожаной мембраной».
Проверяя инструмент, необходимо убедиться, что три типа звука аньинь, фаньинь и саньинь звучат в унисон, а также, чтобы аньинь в верхнем, среднем и нижнем диапазонах звучал равномерно. Это и есть одна из «добродетелей» циня – «юнь»- уравновешенность.
Чистота и мелодичность звучания в значительной степени зависит от точности расположения меток ладов на деке циня, поэтому, выбирая инструмент, необходимо обратить на это должное внимание.
При обнаружении ошибок, метки можно передвинуть. Состояние и форма циня, его цвет, рисунок трещинок на деке, повреждение каких-либо его отдельных частей, не являются определяющими факторами, так как подлежат замене или ремонту. Как только предоставляется возможность получить в руки хороший инструмент, не стоит легко отказываться от представившейся возможности. И если только у инструмента при хорошем звучании отсутствуют явно выраженные дефекты и на нем можно начинать играть, не стоит быть чрезмерно придирчивым, так как плохо звучащий инструмент, в каком бы отличном состоянии он ни находился, таковым навсегда и останется и не подлежит никакому качественному улучшению.
Принято считать, что если полость циня имеет правильную конструкцию, то по мере эксплуатации инструмента, некоторой усушки древесины и снижении содержания влаги в лаке, плотность древесины может слегка понизиться, что может несколько улучшить звучание циня. Чем больше инструментом пользуются, тем лучше он звучит, и наоборот, если при сборке инструмента допущены ошибки, уже ничто не позволит заставить зазвучать инструмент лучше.
Свидетельством тому многочисленные инструменты, сохранившиеся до наших дней с минских и цинских времен и имевшие погрешности в конструкции.

Хранение и меры предосторожности

Неважно, являетесь ли Вы счастливым обладателем старинного циня или инструмент был сделан в наши дни, обладает ли он прекрасным звучанием, или звучит посредственно, старайтесь одинаково бережно относиться к вашему инструменту.
Храните гуцинь в сухом прохладном месте, избегая попадания на него прямых солнечных лучей. Если позволяют условия и для этого есть специально выделенное место, гуцинь можно хранить на столе, накрыв куском ткани.
Если такого места у Вас нет, и Вы какое-то время не играете, лучше будет повесить его на стену за «гусиные лапки», расположенные на задней деке инструмента.
В условиях российского климата, особенно в зимний отопительный период, когда от тепла батарей в помещении становится жарко и нечем дышать, цинь лучше убирать в специальный кофр и хранить подальше от отопительных приборов.

tags: музыкальные инструменты Китая, гуцинь, цисяньцинь, цинь, классическая китайская музыка, музыка древнего Китая, qin музыкальный инструмент.

Вам также может понравится