Многообразие форм циня
За почти двухтысячелетнюю историю развития, форма гуциня претерпевала значительные изменения. В сборнике «Циньляньфан цинья, датируемом периодом правления династии Мин, упоминается 51 форма циня.
В изданном в 1998 году сборнике «Чжунго гуцинь чжэньцуй» перечислены 14 наиболее распространенных форм инструмента. Автор статьи приводит названия известных ему форм в русской транскрипции, где «ши» обозначает форму или стиль, в котором выполнен инструмент. Там, где это возможно, название формы инструмента сопровождается переводом или комментарием:
Чжунни ши
Чжун Ни было вторым именем Конфуция, т.е цинь выполненный в конфуцианском стиле. По одной из версий, древнекитайский философ отдавал предпочтение именно такой форме инструмента, за что форма и получила свое название. По другой, инструмент, названный именем философа, якобы был сделан самим Конфуцием.
«Вечерняя заря»
Ляньчжу ши - «Жемчужная нить»
Инструмент с декой, выполненной в форме нити жемчуга. Цинь работы ученого - затворника по имени Ли И (правление династии Суй (581-618 г.). Позднее название формы циня.
Фуси ши
Форма названа по имени первого мифического императора Китая. Фу си представлялся существом с телом змеи или дракона и с человеческой головой. Согласно китайской традиции, Фу Си сплел рыболовные сети, научил людей ловить рыбу и готовить пищу на огне. Фу Си приписывается создание 8-ми триграмм, ставших основой для создания китайской иероглифической письменности. Фу Си изобрёл музыку и измерительные инструменты, научил людей приручать диких зверей и заниматься шелководством. Существует легенда, согласно которой Фу Си обстругал ствол Павловнии, сделав из него корпус циня и использовал шелковые нити в качестве струн.
Цзяое ши
«Банановый лист» с декой, выполненной в форме листа банановой пальмы.
Имя инструмента, известного в период правления династии Мин.
Чжуцзе ши - «Бамбуковые коленца» с декой, выполненной в форме коленец бамбука.
Хуньтунь ши кит. миф. «Первозданный Хаос». Имя циня.
Линцзи ши
В версии автора статьи - «Неожиданное вдохновение». Другое название «ваньхэсун» или «[шелест] сосен десяти тысяч оврагов». Название циня имеет отношение к строкам одного из стихотворений величайшего танского поэта династии Ли Бо «Слушаю, как монах Цзюнь из царства Шу играет на цине».
Автор взял на себя смелость предложить свою версию части перевода стихотворения, представляющей для нас интерес.
Монах из Шу со склона Эмэйшань,
Неся в руках «зеленый шелк» бредет.
Едва коснется струн, начав играть,
Я слышу шелест сосен из десяти тысячи оврагов…..
Шэньнун ши
Божественный земледелец — в китайской мифологии покровитель земледелия и медицины. Шэньнуну приписывают создание календаря природы (сельскохозяйственного календаря) и классического фармакологического трактата о травах и лекарственных препаратах. Считалось, что у Шэньнуна было тело змеи, лицо человека, голова быка и нос тигра, а кожа имела зеленый цвет, подобный цвету травы.
Сянцуань ши - «Звенящий источник» или «Звенящий ручей».
Имя циня работы Чжан Дао (правление династии Хань (206 до н. э.—220 н. э.)). Позднее название формы циня.
Ляньгуань - «Сочувствующий чиновник»
По одной из версий, имя инструмента работы чжоуского чиновника в ранге «лан» по имени Юй Суй ( время правление Вэнь Вана, династия Западная Чжоу около 1046 до н.э до 770 н.э). Позднее название формы циня.
Шикуан ши
Форма инструмента названа по имени дворцового музыканта из царства Цзинь, периода Чуньцю «Вёсны и осени». Будучи слепым, Ши Куан обладал прекрасным слухом и был отличным настройщиком музыкальных инструментов. В письменных источниках, предшествующих династии Хань (206 до н.э - 220 н.э) , о нем всегда упоминалось как о примере человека, обладавшего уникальным слухом.
Яэ ши Этимология слова непонятна. Как версия автора статьи - «лобик». Иероглиф «я» в одном из диалектов китайского языка служит в качестве уменьшительно - ласкательного префикса, второй иероглиф «э» имеет значение «лоб, чело». При этом внешне участок циня, на схеме именуемый «шеей», имеет отчетливо более вытянутую форму, а лоб циня -закругленные края, напоминая при этом форму лба. При этом с двух сторон в месте перехода от «шеи» ко «лбу» имеют место быть небольшие наросты, напоминающие уши.
Фэнши ши «Поза феникса»
Лецзы ши
Очевидно форма инструмента была названа по имени древнекитайского философа Лецзы, автора одноименного даосского трактата жившего в период Воюющих Царств. прим. автора
Хэу цююэ ши
«Плач журавля в осеннюю лунную ночь»
При достаточном многообразии форм следует отметить, что качество звучания никак не зависит от формы инструмента и является исключительно вопросом личных предпочтений. В наши дни чаще всего встречаются инструменты, выполненные в форме чжунни ши и фуси ши.
tags: музыкальные инструменты Китая, гуцинь, цисяньцинь, цинь, классическая китайская музыка, музыка древнего Китая.