Кресло с изогнутой спинкой [переходящей в локотники] «цзюаньи»


Схема Кресла с изогнутой спинкой, переходящей в локотники «Цзюаньи»
Схема Кресла с изогнутой спинкой, переходящей в локотники «Цзюаньи»

Кресло этого типа, кроме общепринятого названия «цзюаньи», имеет два других - «юаньи» и «лоцюаньи». В оригинальной изысканной форме кресла наиболее ярко воплощены особенности традиционной китайской мебельной культуры. Своеобразные подлокотники, являющиеся продолжением спинки кресла, обеспечивали максимальный комфорт при сидении

Именно за такую форму спинки и подлокотников, напоминающих лошадиную подкову, кресло и получило своё название «цзюаньи». Верхняя часть спинки плавно перетекает в опускающиеся книзу подлокотники, оканчивающиеся изогнутым наружу завитком. Спинка сиденья имеет в профиль форму буквы «S», изогнутая планка спинки, перетекающая в подлокотники, позволяла легко поместить на них локти, предплечье и запястье, обеспечивая дополнительное удобство сидящему в кресле человеку. Как правило, кресла использовались парами и ставились в главном холле во время приёма гостей и проведения официальных мероприятий.

Юань. Жэнь Жэньфа. «Чжан Го на аудиенции у императора» Фрагмент свитка. Из собраний Пекинского Музея Гугун.
Юань. Жэнь Жэньфа. «Чжан Го на аудиенции у императора» Фрагмент свитка. Из собраний Пекинского Музея Гугун.

При внешнем сходстве конструкции, кресла «цзюаньи» с «цзяои» имеют одно существенное конструктивное отличие. У кресел «цзяои» ножки соединялись крест-накрест при помощи нагеля, в то время как у «цзюаньи» это были четыре полноценные ножки и деревянное сиденье.

В общем и целом конструкция кресла «цзюаньи» практически ничем не отличалась от других кресел, за исключением верхней дугообразной спинки, сохранившейся от «цзяои». Опять же из-за формы спинки, для изготовления кресла использовались детали круглого сечения. Как украшение, на панели спинки кресла вырезался медальон. Иногда под завитком подлокотника имелся откос, украшенный резным растительным орнаментом, с одной стороны призванный украсить кресло, с другой - обеспечить дополнительную прочность и устойчивость его конструкции.

Во времена правления Мин и Цин происходит дальнейшее совершенствование технологии изготовления кресел «цзюаньи», их изящные формы и гармоничные пропорции поражают изысканностью и высоким мастерством исполнения.

Каркас кресла изготавливают из деталей круглого сечения, что лучшим образом сочетается с дугообразной формой спинки, повторяющей изгибы человеческого тела. Сиденья кресел плетут из шёлкового шнура, древесины бамбука и волокон ротанговой пальмы, или изготавливают из древесины.

Вам также может понравится