Топчаны «та»


Тан. Янь Либэнь. «Императоры прошлых династий». Фрагмент. Свиток на шелку. Из собраний Бостонского Музея изобразительных искусств.
Тан. Янь Либэнь. «Императоры прошлых династий». Фрагмент. Свиток на шелку. Из собраний Бостонского Музея изобразительных искусств.

В словаре «Шимин» составленном Лю Си в правление династии Восточная Хань дается следующее определение «та»: «Низкий [предмет] с длинным узким [сиденьем] расположенным низко к земле»

По мнению автора статьи предложенный некоторыми исследователями термин «платформа» или «платформообразное сиденье», не совсем корректен, так как согласно толковому словарю Ушакова - платформа (от фр. plate-forme, букв. плоская форма) представляет собой ровную возвышенную площадку из какого-нибудь твердого материала, а в конструкции топчана та имеются ножки.

Сиденье топчана та изготавливалось из дерева, либо плелось из тростника, или верёвок и подбиралось таким образом, чтобы цвет сиденья отличался от цвета древесины, из которой изготавливалась обвязка сиденья.

Таким образом, топчан та представляет собой предмет для сидения и возлежания сравнительно небольшой ширины, состоящий из рамы с ножками в нижней части конструкции и без каких либо деталей выше уровня сидения, по своей форме напоминающий доску для шахмат. Обычно небольшие по высоте, сравнительно узкие, предназначенные для одного человека, у мастеров краснодеревщиков назывались «душуй», или «сон в одиночку». Существовали и более крупные по размерам топчаны та, позволяющие сидеть на них двум и более людям. Один из таких топчанов изображен на свитке времен правления Северная Цзи. Кроме четырех сидящих на топчане людей, на нем находится столик-подставка «пинцзи», иньнан, посуда, принадлежности для письма и музыкальный инструмент цинь .

Изначально, топчаны та изготавливались из камня, в более поздние времена преимущественно из дерева.

Северная Ци. Ян Цзыхуа. «Изучение книг». Фрагмент. Свиток на шелку. Из собраний Бостонского Музея изобразительных искусств.
Северная Ци. Ян Цзыхуа. «Изучение книг». Фрагмент. Свиток на шелку. Из собраний Бостонского Музея изобразительных искусств.

Анализ та, найденных в результате археологических раскопок позволил установить их сравнительно древний возраст. Возраст каменного топчана «цзота» обнаруженного в шестидесятых годах в уезде Даньчэн провинции Хэнань датируется поздним периодом династии Западная Хань. Топчан вырезан из голубого известняка, имеет прямоугольную форму, длина топчана 87,5 см, ширина 72, высота 19 сантиметров. По своей форме топчан напоминает изображения с восточно-ханьских барельефов, а также археологические артефакты из лака и дерева, и предположительно был достаточно распространенным предметом для сидения небольших размеров.

Сун. Ли Сун. «Архат». Свиток на шелку. Из собраний Тайбэйского Музея Гугун
Сун. Ли Сун. «Архат». Свиток на шелку. Из собраний Тайбэйского Музея Гугун

Ко времени правления династий Вэй, Цзин, Южных и Северных Династий, техника изготовления, повсеместная распространенность и многообразие способов применения топчанов та достигла высокого уровня, прекрасным подтверждением чему служат изображения с каменных барельефов и произведений живописи.

В правление династии Тан с постепенным увеличением высоты предметов мебельного интерьера, топчаны та также обнаруживают тенденцию к увеличению своей высоты и, таким образом приподнимаются над поверхностью пола. По форме сиденья та выделились в две группы. Первая группа - простые по форме, с ножками под обвязкой сидения, эволюционировавшие из традиционных, небольших по высоте топчанов предназначенных для сидения, значительно превосходящих по высоте та дотанских времён. Вторая более многочисленная группа топчанов имела сидения квадратной формы покоящиеся на каркасе. Изображения таких топчанов можно видеть на свитках изображающих буддийских архатов, или в обстановке жилищ представителей знати и творческой интеллигенции. Стиль и форма этих топчанов несет на себе явный отпечаток буддийской культуры. Пространство между обвязкой сиденья и тони было заполнено резными филенками с прорезями в форме очертаний горы Шумеру, или куполов, а сами топчаны были выше своих более ранних собратьев.

Примерно середина 18 века. Сюй Гуань. «Тайное свидание». Альбом из 12-ти рисунков на шелку
Примерно середина 18 века. Сюй Гуань. «Тайное свидание». Альбом из 12-ти рисунков на шелку

Изображения со свитков правления Северной и Южной Сун и артефакты из захоронений свидетельствуют, что топчаны продолжают играть роль мебели для сидения и сна. В этот период времени, топчаны преимущественно служили предметом обстановки жилища обеспеченных семей, изготавливались в стиле «подражания древним» и комплектовались небольшими по размеру подставками под локоть пинцзи (служащими в качестве опоры и обеспечивающими дополнительный комфорт сидящему), специальными подставками под спину, и даже шахматными досками. Так как после правления династии Тан та, значительно прибавили по высоте, то стали дополнительно комплектоваться подставками для ног «цзучэн», или «цзута». Наиболее распространенной формой та, стал топчан с тони, пространство под сиденьем которого было заполнено филенками, украшенными фигурными прорезями в форме купола .

Топчаны изготовленные в период Мин и Цин отличались многообразием форм и стилей, та без царги на прямых ножках, с царгой и изогнутыми ножками, топчаны на ножках кабриоль, с изогнутыми ножками и резными фартуками под обвязкой сиденья, та складной конструкции.

В наше время «та» практически не используется. Говорят, что раньше небольшие по высоте та (чуть более 10 сантиметров) можно было встретить в сельских районах Китая. С наступлением холодов, когда начинали топить кан, сон на таком топчане, установленном на отапливаемой лежанке, был значительно комфортнее и безопаснее.

Вам также может понравится