Кровать архата «лоханьчуан»
Появление лоханьчуан стало результатом длительной эволюции топчана та. Принципиальное отличие данного типа топчана от та заключается в том, что с трёх сторон, слева справа и в задней части обвязки сидения имеются спинки.
С китайского языка, название «лоханьчуан» переводится как «кровать архата». Происхождение данного названия до сих пор не понятно. По одной из версий, название могло быть связано с тем, что лоханьчуан использовалась монахами живущими в монастырях.
По другой, в строительстве садово-парковых комплексов в Пекине и при строительстве каменных мостов, использовался архитектурный элемент под названием «лохань ланьбань» (букв. поручни архата), игравший роль перильных ограждений. Характерной особенностью таких ограждений было то, что соединялись они между собой напрямую, не имея между собой балясин. Отсутствие балясин в конструкции спинки, служит одним из конструктивных отличий лоханьчуан от каркасной кровати цзяцзычуан. Можно предположить, что название кровати происходит именно от «поручней Архата». Английское название day bed, или «дневная кровать» по-русски, произошло, очевидно, по причине того, что для иностранных миссионеров, попавших в Китай, лоханьчуан выглядела как обычная кровать, в то время как у китайцев с топчаном данного типа была связана совокупность навыков бытового поведения в течение дня, что и обусловило такое название. На кровати архата сидели, спали и даже принимали гостей, что порой вызывало у иностранцев непонимание и шутки, на тему того, что высшим проявлением вежливости у китайцев считалось затащить гостя в постель.
На картине «Ночная пирушка у Хань Сицзая» гости наблюдают за выступлением артистов, удобно расположившись на кровати архата. И объяснить это можно тем, что для китайцев использование кровати для приема гостей по уровню своей престижности было значительно выше, чем стула или даже кресла.
В поздний период правления династии Цин (во время опиумных войн) у кровати архата появляется еще одна функция. Опять же из соображений престижа, кровать начинают использовать при курении опиума, а опиум как средство для приема гостей. В это время происходит изменение размеров кровати архата, и если раньше обвязка имела прямоугольную узкую форму, то теперь она укорачивается и становится шире, чтобы позволить улечься на кровати двум людям. Появляется разновидность кровати архата, которая называется «опиумная кровать».
Кровать архата, как правило, комплектовалась небольшим столиком «канцзи», который использовался на отапливаемой лежанке и служил как в качестве стола, так и в качестве подставки для вещей. По бокам на кровати укладывались подушки, либо небольшие тюфяки. Такие же подушки укладывались под спину сидящему на топчане человеку, обеспечивая дополнительное удобство при сидении. Два человека могли беседовать, сидя боком друг к другу, словно на диване.
Примечательно, что в наши дни в бывших среднеазиатских республиках повсеместно используется топчан, попавший сюда из Китая и использовавшийся в качестве места для сна. В пользу этой версии говорит название столика «чжоза», служащего для приема пищи и имеющего явно не тюркское происхождение.
Название лоханьчуан, было не известно в южных районах Китая, и не встречается в местечковых письменных памятниках.
Кровати архата отличались многообразием форм, одни кровати имели проножку, у других ее не было, кроме того, некоторые внешне очень напоминали топчаны та, другие канчжо (столы для кана), третьи табуреты удэн. Самые очевидные изменения лоханьчуан коснулись спинок. Кровать, имеющая три спинки, называлась «саньпинфэнши» (букв. типа трёхстворчатой ширмы), спинки которой состояли из пяти частей (трехчастная спинка сзади, две по бокам) называлась «упинфэнши» (букв. типа пятистворчатой ширмы). Были и такие, у которых спинки состояли из семи частей, трёх сзади, и по две по сторонам. Спинки обычной кровати архата изготавливались из трёх отдельных цельных фрагментов древесины, могли быть наборными, состоящими из рамы и резных филёнок, могли быть украшены сквозной резьбой.
Одной из характерных особенностей китайской классической мебели, как наверняка уже успел заметить внимательный читатель, является полное отсутствие всякой мягкой обивки, что принципиально отличает лоханьчуан от европейской кушетки. Существует весьма расхожее заблуждение, что это связано с традиционной заботой китайцев о своём здоровье, результатами исторического и культурного развития, и даже как ни парадоксально с якобы имеющимися особенностями конституции представителей китайского этноса. На самом деле, всё обстоит значительно проще. Классическая китайская мебель почти не покрывалась лаком. Вся она выполнялась из массива ценных пород древесины, отличалась простотой форм, чёткой геометрией линий, а также идеальной обработкой поверхностей, подчёркивающей естественную фактуру и рисунок природного материала.
Кровать архата была одинаково удобна для использования как внутри помещения (в главном холле усадьбы, в кабинете, на женской половине дома), так и вне помещения. Функционально лоханьчуан играла двойную роль, находясь в спальне - служила в качестве кровати для отдыха и сна, а в гостиной во время приема гостей – неким подобием современного дивана.
В наши дни кровать архата приобретают и используют в интерьере скорее из соображений престижа, чем руководствуясь ее функциональными характеристиками. Кровать необычно смотрится в домашней обстановке, добавляя изысканности убранству жилища и престижу в глазах гостей.