Кровать-альков «Бабучуан»
Кровати данного типа появились в поздний период правления династии Мин в районе Цзяннань, и в северных районах Китая встречаются довольно редко.
Существует несколько версий относительно происхождения названия кровати. Одна из версий схожа с той, что связана с происхождением названия «стола восьми небожителей» - необходимо сделать восемь шагов, прежде чем попадешь в кровать. Однако данная версия не представляется правдоподобной, так как в действительности для этого требуется не более трех шагов. В южных провинциях Китая используются небольшие по размеру кровати, которые местные жители называют «любучуан»- «кровать в шесть шагов», «сыбучуан»- «кровать в четыре шага», очевидно, имея ввиду общую протяженность кровати в длину.
В древних источниках содержится достаточно много упоминаний о «бабучуан», однако слог «ба», обозначающий цифру «восемь», записывается в данном случае другим иероглифом, одно из значений которого «шагать».
Так как конструкция кровати покоилась на помосте, на который необходимо было ступить, прежде чем человек попадал в кровать, кровать-альков имела и другое название «табаньчуан», где иероглиф «та» имел значение «наступать, ступить».
Кровать-альков имеет самые большие размеры из данной группы предметов. Согласно наставлениям по плотницкому делу времен правления династии Мин «Лубаньцзин» , кровати данного типа делятся на два группы - «дачуан» и «лянчуан».
Кровать имеет оригинальную форму, большие размеры и достаточно сложную конструкцию двух видов – «ланчжуши» и «вэйланши». Первая представляет собой раннюю форму кровати-алькова, вторая выглядит так, словно кровать с балдахином «цзяцзычуан» поместили на помост «дитай» внутрь замкнутого кубического каркаса. В передней части помост выступает за границы кровати на 2-3 чи. По углам помоста находятся колонны, в пространство между которыми вставлялись деревянные перегородки, по центру фасада располагалось некое подобие входа, по бокам от которого иногда делались небольшие окна. Войдя человек оказывался «на крыльце», в некоем подобии «предбанника», обставленного небольшой по размеру мебелью, в виде столика, табурета и пр., из которого, затем, и попадал во внутреннее спальное пространство кровати. Свободное пространство перед кроватью можно было также использовать, поставив там таз для умывания, а в холодное время года - ночной горшок и жаровню.
Так в 19 главе романа «Цветы сливы в золотой вазе» читаем следующий фрагмент:
«Пинъэр вспомнила слова Цзян Чжушаня о том, что Симэнь Цин мастер пороть жен, первый душегуб и подумала: «За какие же прегрешения в прошлой жизни мне приходится сегодня сносить эти муки?» Не в силах более терзаться этими мыслями она разрыдалась еще громче. Гнев охватил Симэнь Цина и он велел ей встать с постели, раздеться и преклонить колени. Пинъэр колебалась. Тогда Симэнь стащил ее на крыльцо кровати и, достав из рукава плетку, нанес несколько ударов. Только тогда Пинъэр сняла с себя платье, потом нижнее белье и с трепетом опустилась на колени. Симэнь Цин усевшись, принялся ее отчитывать: - Ведь говорил тебе: обожди немного, занят я домашними делами, почему ты не послушала? Зачем вышла за этого докторишку Цзяна?»
Имея большие размеры и изолированный «предбанник – крыльцо», такая кровать создавала дополнительное ощущение уюта и приватности.
Дело в том, что помещения усадеб минских времен были достаточно просторными, потолки достигали в высоту около 6-7 метров, и проблема заключалась в том, что спать в таком помещении можно было просто на полу, или на обыкновенной кровати, не испытывая при этом ощутимой разницы.
Ласточки свободно летали внутри помещений и вили на потолках свои гнезда, часто по соседству с человеком обитали различные насекомые и грызуны, что доставляло определенный психологический дискомфорт и лишало человека спокойного сна. С появлением кроватей с балдахином и кровати-алькова, имеющих в конструкции спинки-ограждения и собственный потолок, сон стал более комфортным и безопасным.
Кровати данного типа использовались преимущественно в южных районах Китая, где царил влажный теплый климат. Спасаясь от укусов комаров и насекомых, люди натягивали на каркас такой кровати полог из легкой ткани.
Северные китайцы спали на отапливаемых лежанках, а если и отдавали предпочтение кроватям, то, ввиду короткого светового дня, спали на простых кроватях, имеющих невысокие заднюю и боковые спинки.
Кровать-альков была весьма дорогим предметом минского мебельного интерьера.
И опять же в главе 9 романа «Цветы сливы в золотой вазе» находим прекрасное тому подтверждение:
«Симэнь отвел Цзиньлянь флигель, расположенный в саду, из трех комнат с теремом. По одну сторону располагалась передняя, а по другую - спальня. К флигелю примыкал отдельный дворик, за боковым входом были выставлены горшки с цветами и искусственными пейзажами в миниатюре. В дневное время редко кто заходил в этот укромный уголок. За шестнадцать лянов серебра Симэнь Цин купил ей черную лаковую кровать с «райскими вратами», расписанную золотом. На нее спускался крапленый золотом полог из красного [прозрачного] шелка. [В комнате] были аккуратно расставлены: туалет, инкрустированный цветами из слоновой кости, столы, кресла и обтянутые расшитыми парчовыми накидками табуреты. Старшая жена, У Юэнян, держала двух горничных - Чуньмэй и Юйсяо. Чуньмэй по приказанию Симэня перешла к Цзиньлянь. На кухне ей стала прислуживать купленная за шесть лянов Цюцзюй. А для Юэнян хозяин купил за пять лянов молоденькую горничную Сяоюй.
И, далее, в главе 29 романа:
Подойдя к [дверям] спальни и отдернув дверную занавеску [Симэнь], увидел прямо перед собой спящую на новой инкрустированной перламутром кровати Цзиньлянь. Надобно сказать, что перламутровая кровать-альков была до этого только у Пинэр, но Цзиньлянь выпросила такую же и себе. Симэнь потратил на нее шестьдесят лянов серебром. Это была кровать с опорами. По обеим сторонам пространство между опорами состояло из панелей, инкрустированных перламутром, с изображениями теремов и башен, храмов и дворцов, цветов, птиц и зверей. У ложа кровати было три спинки из вертикальных планок напоминавших зубья расчески, украшенные изображениями сосны, бамбука и сливы. – символами благородства, моральной чистоты и стойкости. Сверху ниспадал лиловый шелковый полог, который висел на парчовой ленте, поддерживаемой серебряными крючками, Развешанные повсюду ароматические шарики наполняли ложе благоуханием».
Чтобы понять «во что» обходилась покупка одной такой кровати, правильно будет пояснить читателю, что «лян» - это мера веса, равная 50-ти граммам. В первом фрагменте за кровать было заплачено 16 лянов серебра, что составило в общей сложности 800 граммов, во втором 3 килограмма.
При этом упоминается также, что Симэнь Цин приобрел для своих жен двух служанок, одну за шесть, вторую за пять лянов. Приобрел, здесь означает «купил в пожизненное владение».
По этим, довольно скудным описаниям сложно судить, о каких именно кроватях, из какой древесины и какой конструкции, шла речь. Однако достоверно известно, что на антикварных аукционах, проходивших в Китае и Гонконге в 2013 году, продажная цена за кровати с балдахином изготовленные из палисандра, конца правления Мин - начала Цин, составила от 4 до 5 млн. юаней, (порядка 658-822 тысячи долларов США).
Что-то в этом мире меняется, а что-то остается неизменным….Тогда, несколько веков назад и сейчас, в наше время, спать на таких кроватях могут позволить себе только очень богатые люди.