Обстановка традиционного китайского жилища на севере Китая - часть 3
Интерьер спальни с каном в центре помещения
Суровые климатические условия способствовали выработке наиболее экономичного и рационального жилья. Усадьба, выложенная из камня или кирпича, с обязательным каном, стала основным типом китайского традиционного жилища в северных и северо-восточных районах Китая, отличаясь своими размерами и планировкой, в зависимости от достатка и социального статуса своих владельцев. Решить проблему отопления жилья удалось с помощью кана, специальной отапливаемой лежанки, представляющей по существу неподвижное устройство, являющееся частью самого жилища и выполняющее ту же самую роль, что и современные предметы мебели. Иногда отапливался даже пол и внутренние стены помещения. В дополнение ко всему в помещении могла устанавливаться небольшая жаровня, чтобы дать дополнительное тепло и поддержать внутреннюю температуру в помещении. Кан выкладывался из необожженного кирпича или камня и был полым внутри. Снаружи он штукатурился, его полость посредством воздухоотводной трубы связывалась с кухонной печью. Тепло от печи, возникающее при готовке пищи попадало в полость кана, служа источником обогрева помещения, после чего выводилось наружу через дымоход. Как правило, кан выкладывали рядом с окнами, на южной стороне помещения, где находилась наиболее хорошо освещаемая часть помещения. Кан застилался циновками, которые в свою очередь застилались шерстяным ковром. Прилегающие к кану стены обклеивались бумагой, разрисовывались или покрывались лаком. Вся совокупность навыков бытового поведения была связана с использованием кана как основного уровня жилого пространства в течение дня. На кане сидели, скрестив ноги, поджав колени под себя, полулежали. Здесь же располагалась необходимая мебель, специально изготовленная для использования на нём. Это могли быть низкий стол (канчжо), столик (канцзи), столик для игры на цине, полка для спальных принадлежностей, подставка для жаровни.
Несмотря на то, что кан представляет собой присущий именно китайскому жилищу предмет интерьера, до наших дней дошло незначительное число письменных памятников, содержащих упоминание о нём. В разделе «Гаоличуань» из хроники «Цзютаншу», содержатся следующие строки: “Для холодного времени года сооружается большой кан, под которым разводится огонь, чтобы обогреть жилище”. Сунский автор Чжу Бин, в своём произведении «Сон на кане», написал: “Традиции и обычаи на севере и на юге различны. С нетерпением жду окончания зимы. Вершины гор и равнины покрыты снегом. Пытаюсь защититься от холода меховой одеждой, однако ничто не сравнится с каном ”. Минский учёный Гу Яньу в своем труде «Жичжилу» написал: “На севере вместо кровати используют отапливаемую лежанку - кан, под которой разводят огонь”. Цинской учёный Гао Юцзи написал в «Цзицюй цзачао»: ”Погода в Пекине достаточно холодная, и люди используют для сна кан вместо кровати”. В работе неизвестного автора «Сто записок о Пекине» находим следующую запись: ”Цзи Кан был мастером в растопке кана. Каждый знает, каким горячим он становится, когда его начинают топить. Располагаясь ко сну, нужно быть осторожным, чтобы не обжечь спину”. В наши дни кан можно встретить в деревнях провинций Шаньси, Хубэй, Шаньдун на северо-востоке и на северо-западе Китая.
Помимо кана, занимающего в спальном помещении значительную часть пространства, здесь использовались два типа мебели, которые располагались на уровне ниже уровня кана. В богатых домах в спальне имелся шкаф, имеющий верхнюю антресольную надставку (динсян лигуй), сундук для хранения одежды (игуй), шкаф для одежды (лигуй), прямоугольный стол (тяочжо), стол с выдвижными ящиками (чоутичжо), табуреты (дэн), и табуреты (удэн). В домах скромного достатка у северной стены ставился прилавок в виде сундука (тангуй), перед ним ставились табуреты (бандэн и дэн).
Следующий заслуживающий внимания предмет интерьера жилища северного Китая это сундук «тангуй». Изготавливались такие сундуки, как правило, в деревенских столярных мастерских и, по сути, представляли собой большие, прямоугольной формы ящики. Тангуй мог иметь в своей конструкции две и даже три секции. Длина тангуя могла достигать от полутора до трёх метров, при ширине около метра двадцати и в высоте около метра. Сундуки такой конструкции использовались для хранения одежды, постельных принадлежностей и даже запасов зерна. Тангуй мог исполнять роль стола, на который можно было выставить зеркало, посуду, письменные принадлежности и так далее. Крышка сундука была разделена на две секции; та, что находилась ближе к стене, была фиксированной, на неё собственно и могли быть выставлены предметы. Вторая секция крышки была подвижной и играла роль крышки, и могла при необходимости запираться на замок.
В центральных районах и на севере провинции Шаньси используется другой тип тангуя. В его конструкции крышка сундука зафиксирована, передняя стенка имеет две створки, подобные дверным, которые открываются и закрываются при необходимости что-либо поместить или вынуть из сундука. В южных районах Шаньси, в провинциях Шаньдун и Хэбей встречается достаточно необычный предмет мебели под названием сянгуй. Сянгуй представляет собой гибрид сундука (в верхней части конструкции) с прилавком в нижней. При этом обе секции могут быть успешно разделены, что делает его более практичным в использовании.
Мебель в сельских районах северного Китая и материал для её производства
Ввиду недостатка необходимого для производства мебели материала, мебель в сельских районах отличалась простотой и больше ценилась за свои утилитарные качества. Всю её можно условно разделить на семь типов (данная классификация у китайских авторов часто не совпадает).
а) мебель для сидения: скамьи и табуреты (бандэн и тяодэн), табуреты с сиденьем квадратной формы (фандэн), стулья со спинкой (каобэйи), стул со спинкой в форме фонаря (дэнгуа и), кресло с круглой спинкой (цюньи), складной стул с прямой спинкой (чжибэй цзяои) и складной стул с круглой спинкой (юаньбэй цзяои).
б) столы: столы для использования на кане (канчжо), маленькие столики (канцзи), длинные прямоугольные столы (канъань), стол «восьми небожителей» (басяньчжо), стол с полукруглой столешницей (юэчжо), длинные прямоугольные столы (тяочжо), столы типа пинтоуань, цяотоуань и цзяцзиань. (см. примечания выше по тексту)
в) сундуки: небольшие по размеру сундуки (сяосян), шкаф для хранения лекарств (яосян), сундук для хранения одежды (исян), гуанописян - гибрид сундука с комодом, имеющим выдвижные ящики, который использовался чиновниками в приказе, маленький шкаф (сяогуй), книжный стелах (шугуй), книжный шкаф (шугэ), комод (лигуй), шкаф с верхней антресольной секцией в виде сундука (динсян лигуй), двухсекционный шкаф (ляньэргуй), трёхсекционный шкаф (лянсаньгуй), маленький комод для использования на кане (кангуй).
г) кровати, платформообразный топчан (та), кровать архата (лоханьчуан), кровать с пологом (цзяцзычуан), отапливаемая лежанка (кан).
д) полки и подставки, подставка под таз для умывания (мяньпэньцзя), вешалка для полотенца (цзиньцзя), вешалка для одежды (ицзя), подставка для лампы (дэнцзя), и подставка для зеркала (цзинцзя).
ж) ширмы: стационарные нескладные ширмы (цзопин), складные ширмы (чжэдепин).
подставка под ноги (цзяота), доска для чайной утвари (чапань), стакан для кистей (битун), низкая жаровня для использования на кане (канхопэнцзя).
Производство мебели во многом обуславливалось наличием тех или иных местных материалов, пригодных для её производства. Среди сортов древесины, произрастающих в северных районах страны, можно отметить вяз (юйму), кипарис (байму), робинию (хуайму), тутовое дерево (санму), дуб (цзому), разновидность катальпы (цюму), липу (дуаньму), багровый вяз (цзыюйму), иву (люму), сосну (сунму) и ель (шаньму). Поработав значительное время с местной древесиной, мастера научились в полной мере использовать для нужд производства все её особенности, строение волокна, плотность, цвет и фактуру. Умение использовать все особенности материала, находящегося под рукой, представляло собой неписанный свод правил определяющих то, какую мебель из какой древесины изготавливать. Так, например, стулья и табуреты изготавливались из вяза, робинии, дуба и древесины тута, столы и кровати из вяза, разновидности катальпы, шкафы из вяза, катальпы, ели и ивы, ширмы из катальпы и древесины аналогичной кедру.
Производство мебели в северных районах Китая
Мебельное производство в северных районах страны осуществлялось на трёх качественных уровнях. На первом уровне находилась мебель, которая изготавливалась непосредственно самими крестьянами или деревенскими умельцами. Второй уровень представлен мебелью, производимой в сельских мебельных мастерских и в небольших уездных городках. На третьем уровне была представлена мебель, произведённая под заказ.