Обстановка традиционного китайского жилища на севере Китая - часть 2
Традиционное китайское жилище в северных районах Китая и его обстановка
Развитие и совершенствование традиционного китайского жилища на протяжении столетий вместе с вещевым комплексом и жизненным укладом складывалось в стройную самобытную систему.
Резкое похолодание, наступившее в Северном Китае в 10 веке, стало объективной предпосылкой распространения здесь отапливаемых лежанок, потребности в которых до тех пор китайцы не испытывали. Древним китайцам приспособление типа кана было неизвестно, между тем у народов Восточной Азии прототип отапливаемой лежанки зафиксирован уже в глубокой древности. Существует две точки зрения относительно того, когда и при каких обстоятельствах китайцы научились строить в своих домах отапливаемые лежанки. Согласно первой, заслуга передачи китайцам это важного культурного достижения принадлежит чжурчжэням, согласно второй - когурёсцам переселенным на территорию империи Тан после поражения в конце 60-х годов 7 века.
С течением времени жилище в северных районах Китая приобрело толстые внешние стены, пол имел несколько уровней. Стереотип, определивший представления северных китайцев о том, каким должно быть их жилище, проявился не только во внешнем облике усадьбы, но и в интерьере дома.
Мебель северных районов Китая характеризовалась грубоватостью форм и простотой отделки, что отличало её по стилистике и функциональному использованию от аналогичных предметов из долин рек Чанцзян и Чжуцзян. Мебель, произведенная в северных районах Китая, занимает своё достойное место в истории развития китайского традиционного мебельного производства. Именно поэтому её изучение не может рассматриваться отдельно, вне привязки к местности.
Обстановка дома в северных районах Китая.
Чтобы добиться максимальной освещённости помещения, главный холл обычно располагался входом на юг. Как правило, это было наиболее освещенное помещение в доме, к которому примыкало два боковых помещения, служащих спальней. Именно здесь находилась большая часть мебельной обстановки дома. Форма и стиль мебели, её расположение в помещении усадьбы на севере Китая имело свои отличительные черты и значительно отличалось мебельной обстановки усадьбы в Южной части Китая.
Использование стола восьми небожителей в обстановке главного холла.
В зажиточных домах, светлый центральный холл служил для приёма гостей и был центром семейных сборищ. Здесь проводились семейные торжества, связанные со свадьбой, похоронами, отправлялись религиозные обряды, связанные с поклонением духам усопших предков, исполнялись различные церемонии и отмечались календарные праздники. В отличие от других помещений дома, здесь проводились мероприятия, предполагающие участие всех членов семьи. Мебель для сидения имела достаточную высоту, позволяющую сидеть на ней с опущенными вниз ногами. В наиболее часто встречающемся варианте обстановки в центре холла стоит стол «восьми небожителей» прямоугольной формы, у северной стены холла находится пинтоуань ,цютоуань, или цзяцзиань, на которых могли стоять настольная ширма с каменной филёнкой, ваза или часы с боем. Перед столом с загнутыми боковыми краями столешницы ставился стол восьми небожителей, с каждой стороны которого стояло по два стула, в зажиточных домах это могли быть кресла типа шоуфуи. Перед столом располагалась жаровня на высоких ногах. По обеим сторонам холла могла стоять поставка под таз для умывания, столы со столешницей в форме полумесяца, табуреты типа дэн и цзодунь, которые могли использоваться во время сбора семьи или при приёме гостей. Таким образом, главный холл мог служить местом приёма пищи во время совместных трапез членов семьи либо местом приёма гостей. В простых домах, где гости были не частым явлением, хорошо освещённые комнаты отводились под кухню и кладовую.
По обеим сторонам такой комнаты находились печи, связанные воздухоотводной трубой с каном в прилегающих комнатах. Это было место для приготовления пищи, здесь же кипятили воду и даже готовили пищу для домашнего скота. У северной стены холла ставился стол восьми небожителей, стол типа консоли тяочжо, или шкаф для хранения съестных припасов или посуды, или даже небольшие сельскохозяйственные орудия. Наличие тех или иных предметов мебели зависело от достатка хозяев, однако наличие стола восьми небожителей было обязательным. Так как этот стол был неотъемлемым предметом жилища в северных районах Китая и служил неким композиционным центром помещения, его конструкция заслуживает более детального рассмотрения.
Стол восьми небожителей представляет собой стол с достаточно большой столешницей, размер которой может колебаться от 96 до 116 сантиметров в длину, высота стола также может разниться от 84 до 86 сантиметров. Такие размеры позволяли разместить с каждой стороны стола по два человека, таким образом, за него могли одновременно усесться восемь человек. Стол мог выполнять несколько различных функций: он служил для приёма пищи, проведения банкетов, общения, приёма гостей, празднования торжеств, поклонения духам предков. В большинстве домов повседневная жизнь семьи, религиозные и ритуальные отправления не обходились без использования такого стола. В контексте всемирной истории развития мебельного производства стол восьми небожителей представляет собой достаточно уникальный предмет мебели, оказавший влияние на весь южно-азиатский регион.
Форма стола прямоугольной формы, послужившего прототипом стола восьми небожителей, очевидно, приобрела законченную форму в середине правления династии Тан.
Самое раннее изображение стола, дошедшее до наших дней, находится на фресках в пещере № 85 в Дуньхуане, провинция Ганьсу. Позднее мы находим изображение столов такой формы на картине «Ночная пирушка у Хань Сицзая» периода Пяти Династий и в каньшуту. Не смотря на то, что квадратный стол в периоды правления Тан и Пяти Династий пользовался популярностью исключительно у привилегированных слоев общества, ко времени правления Сун, Ляо и Цзинь, он получил распространение в среде всех социальных прослоек. Доказательством этого, могут служить сунский свиток «Цинмин шанхэту и «паньчэту. Фрагмент, изображающие постоялые дворы и закусочные. Ко времени правления Мин и Цин конструкция, форма и стилистика квадратных столов окончательно сформировались. Именно в минскую эпоху квадратный стол и получил своё нынешнее название «стол восьми небожителей». В трактате «О ненужных вещах» минского учённого Вэнь Чжэньхэна, можно прочесть следующее высказывание: “квадратные столы ныне, выполненные в форме восьми небожителей, и других стилях служат для приёма гостей”.
В 55 главе романа «Цветы сливы в золотой вазе» дворецкий Чжай Цянь, собираясь подчевать ужином главного героя романа Си Мэньцина, приказывает слугам накрывать на стол (сервировать блюда из овощей, рис, сладкие пампушки и вино на столе восьми небожителей, где все смогли бы выпить и закусить).
“Вскоре на столе с резьбою по носорожьему рогу появились десятки разнообразных кушаний и такое же обилие закусок. Все блюда, а среди них были и ласточкины гнёзда, и акульи плавники, отличались необыкновенной изысканностью, и от них исходил тончайший аромат. Тут не было разве что печени дракона или мозгов феникса”.
В правление Мин и Цин столы небожителей отличались многообразием форм, ножки могли составлять одну плоскость с профилем столешницы, могли иметь прямую форму, форму лошадиного копыта, развёрнутого внутрь, каждая ножка стола могла иметь три наличника, по одному с внешней стороны стола. Стол восьми небожителей наиболее характерный и пожалуй один из самых распространённых для классической китайской мебели предмет мебельного интерьера.