Обстановка традиционного китайского жилища на севере Китая - часть 1
ТРАДИЦИОННОЕ КИТАЙСКОЙ ЖИЛИЩЕ И ИНТЕРЬЕР НАЧИНАЯ С ХАНЬСКОЙ ЭПОХИ ДО СРЕДНИХ ВЕКОВ
Многие характерные черты традиционного китайского жилища сложились уже в ханьскую эпоху. Древнекитайское жилище воздвигалось, как правило, на грунте, однако представители состоятельных слоев ханьского общества предпочитали дома, постороженные на стилобате. Чтобы попасть в такой дом, необходимо было подняться по ступеням, ведущим к главному входу.
Жилое помещение в ханьскую эпоху почти никогда не было самостоятельным, отдельно стоящим строением. Оно было основным, но не единственным компонентом более крупного комплекса-усадьбы (чжай), которая была основной единицей застройки, как в сельской местности, так и в черте города. Обнесенная стеной, такая усадьбы была изолирована от внешнего мира.
Простейшая ханьская усадьба состояла из соединенных вместе в виде буквы Г жилых помещений, к которым часто присоединялось отхожее место. Дополненная стеной-забором, усадьба получала в плане форму квадрата и приобретала вид замкнутого дворика.
Более сложный вариант усадьбы мог включать в себя шесть отдельных строений: жилой дом, помещение у ворот (сени), амбар, кухню, башню, отхожее место, совмещенное со свинарником.
Еще более сложным было устройство усадьбы, также квадратной в плане, но разделенной на две половины внутренней стеной. Правая половина состояла из двух двориков, первый также отделен от второго стеной с воротами, расположенными на одной оси с наружными воротами комплекса и жилым помещением. Левая половина усадьбы была также разделана на две части. В одной из них, примыкавшей к передней стене, находились кухня и колодец, во второй - наблюдательная вышка.
В 1-3 вв. широкое распространение получили усадьбы, представлявшие собой подобие небольшой крепости. Подсобные и хозяйственные надстройки усадьбы обеспечивали ее хозяевам автономное решение всех повседневных нужд. Амбар, служивший хранилищем для зерна, имел приспособление для проветривания внутреннего помещения. Колодец, располагавшийся в непосредственной близости к кухне, служил источником питьевой воды. Отхожее место располагалось на втором этаже и совмещалось с находившимся под ним свинарником.
Что касается интерьера ханьского жилища, то как и в предшествующие времена, в доме почти не было мебели. Основным предметом внутренней обстановки были циновки, которыми было застелено все жилое помещение. Циновки были двух типов: грубые из тонких полосок расщепленного бамбука, и более тонкие, сплетенные из стеблей. Края циновок обшивались полосками ткани.
На одной циновке могли сидеть несколько человек, однако в ханские времена это могли быть только люди, равные по своему социальному статусу. Уважаемого человека всегда сажали на отдельную циновку. На аудиенциях при дворе сановники сидели на циновках, и лишь император мог сидеть на топчане. Сидели и спали на низеньких деревянных топчанах; небольшие по длине топчаны та использовали для сидения, аналогичный предмет большей длины – чуан - использовался во время сна.
Рядом с сидением, за спиной сидящего ставили ширму пин (см. статью История китайской мебели до династии Мин). Ширмы делали из ткани, натянутой на раму, дерева, покрытого и расписанного лаком, либо украшенного резьбой.
Так как находясь в доме, человек большую часть времени проводил непосредственного на полу, застеленном циновками, входящий в помещение снимал при входе обувь.
Древние китайцы придавали большое значение манере сидеть, единственно приемлемой позой считалось сидеть на пятках, подогнув под себя ноги. В такой же позе в ханьское время сидели и на топчане. Совершенно недопустимым считалось сидеть, свесив ноги вниз, скрестив ноги, или вытянув их вперед.
К концу первого тысячелетия нашей эры в Китае окончательно сложились те особенности архитектуры и техники строительства, которые в своей совокупности составили своеобразный облик китайского жилища. В правление династий Тан и Сун в основном завершилось формирование специфических черт современного традиционного китайского жилища. Как и в предшествующие эпохи, не отдельное здание, а комплекс строений составляет в нем минимальную архитектоническую единицу.
Усадьба прямоугольная в плане, ограничена по периметру стеной и ориентирована по сторонам света (все помещения во дворе располагались симметрично, вдоль оси, проходящей с юга на север), включает в себя следующие компоненты:
- Двор
- Тан – главное жилое помещение, расположенное в глубине двора фасадом на юг, к воротам комплекса.
- Боковые флигели, восточный (дун фан) и западный (си фан), расположенные по обе стороны главного жилого помещения.
- Кухня
- Привратное строение
К минскому времени складывается характер застройки усадьбы, свойственной китайцам вплоть до нашего времени. Судить об особенностях усадьбы минского времени можно по сохранившейся до нашего времени усадьбе, построенной в 1377 году для потомков Конфуция. Усадьба, частично перестраивавшаяся впоследствии, и тем не менее сохранившая свой первоначальный облик, обнаруживает в своей планировке ряд черт, сближающих ее с традиционным китайским городом:
- Представляет собой в плане прямоугольник, ориентированный по странам света;
- Все здания усадьбы, симметричны относительно центральной оси юг-север;
- Внутренними поперечными стенами усадьба членится на несколько пространственных единиц;
- От внешнего мира усадьба отделена стеной, напоминающей городскую.
Жилые помещения в усадьбе потомков Конфуция двух видов - расположенные вдоль центральной оси основные строения тан и боковые флигели у, причем каждому строению тан соответствует находящаяся справа и слева пара строений у.
О многих аспектах материальной культуры минского времени можно судить по миниатюрным моделям усадеб, выполненных из обожженной глины и весьма реалистично имитирующих бытовавшие прототипы. Наиболее простая по планировке усадьба имела два двора и одно центральное здание, в более сложном подтипе усадьбы внутреннее пространство имело трехчастное деление с двумя центральными зданиями. Одно из зданий было значительно выше остальных и представляло собой двухэтажную башню, приспособленную для круговой обороны.