Кресло «мэйгуй и»


Схема кресла мэйгуй.
Схема кресла мэйгуй.

«Мэйгуй и» в районе провинции Чжэцзян называют «вэньи». Кресло на четырёх ножках, рама спинки и подлокотники расположены под прямым углом к обвязке сиденья. В некоторых образцах в пространстве под сиденьем имелись вертикальные бруски, так называемые «айлао», соединяющие проножку с обвязкой сиденья. Усиливая впечатление прочности и устойчивости, «айлао» несут скорее внешнюю образную нагрузку, чем конструктивную. Подлокотники начинаются примерно от середины высоты спинки. У одной части кресел данного типа рамы спинок и подлокотников оставлены незаполненными, у другой заполнены тонкими филенками со сквозной ажурной резьбой вдоль обвязки, оставляя центральную часть филенки незаполненной.
За свою оригинальную форму кресло пользовалось популярностью в быту образованных слоёв китайского общества. В правление династии Мин кресло мэйгуй получает повсеместное распространение.

Мин. Розовое дерево.
Мин. Розовое дерево.

Кресла «мэйгуй и» отличаются сравнительно небольшими размерами по сравнению с другими традиционными типами кресел. Изготавливались из древесины хуанхуали, железного дерева, реже из сандала. Судя по количеству дошедших до нашего времени предметов, кресла «мэйгуй и» были одним из наиболее популярных предметов мебельного интерьера на всём протяжении правления Мин. Позднее, в цинскую эпоху, кресла ставили по обеим сторонам столов «чжоань», друг напротив друга, либо парами отдельно от стола, либо наискосок без какой-либо закономерности. Небольшая по сравнению с другими типами кресел высота спинки, позволяла поставить его у окна, стеллажа или небольшого столика, не закрывая при этом линию обзора. Однако по этой же причине кресло имело один весьма существенный недостаток. При сидении в кресле, верхняя перекладина спинки упиралась сидящему в область поясницы, что создавало определённый дискомфорт.

После прихода к власти маньчжуров, конструкция кресла не претерпела сколько-нибудь значительных изменений. Однако, со временем «мэйгуй и» используется в быту всё реже и реже, уступая первенство более тяжеловесным по форме и богатству декора креслам «тайши и».

Необычная изящная форма и гармоничные пропорции мэйгуй и вызывали восхищение не у одного поколения китайцев. Иероглифы «мэйгуй» использовались для обозначения красивого нефрита. В отдельности иероглиф «гуй» имел два значения. Первое - «красивый нефрит», второе - «удивительный, величественный, необыкновенный». Таким образом, название «мэйгуй» является несомненным свидетельством высочайшей оценки художественно-эстетических достоинств этого типа кресла.

Вам также может понравится