Краткая история китайской мебели до начала периода правления династии Мин - часть 4


Мебель из твёрдой древесины, относящаяся к позднему периоду правления Мин, отличалась простотой и изысканностью форм, что собственно и дало рождение такому понятию как «классическая китайская мебель». Благодаря безукоризненной отделке, подчеркивающей естественную фактуру древесины, дерево как поделочный материал ценилось наравне с таким естественным материалом как нефрит. Имея в своём распоряжении такую древесину, мастера-краснодеревщики могли богато украшать её резьбой, не принося в жертву её первозданную целостность. Плотная твёрдая текстура древесины позволяла придать мебели чёткие правильные очертания, что делало её более выигрышной по сравнению с изделиями из лака. Более того, стоила такая мебель дешевле лаковой, была устойчивой и практичной, что в значительной степени обеспечило рост её популярности.

Мин. Ду Цзинь «Собрание восемнадцати ученых мужей свиток 3» Свиток на шелку. Из собраний Шанхайского Музея.
Мин. Ду Цзинь «Собрание восемнадцати ученых мужей свиток 3» Свиток на шелку. Из собраний Шанхайского Музея.

В поздний период правления Мин ослабление контроля со стороны центра привело к бесконтрольному росту торговли, особенно в приморских районах страны. Бурно растущий класс преуспевающих торговцев стал основным потребителем предметов роскоши, включая мебель. Одновременно с этим происходила постепенная ломка общественных устоев. Коррупция и загнивание административного аппарата, истощение дворцовой казны привели к такому явлению, как торговля административными должностями и рангами, дававшая богатым торговцам возможность покупать официальные чиновничьи должности, в результате чего традиционно сложившееся устройство китайского общества сильно пошатнулось.
Центральные власти продолжали терять своё политическое влияние, да и сам император Тяньци самоустранился от политического правления, находя большее вдохновение в мебельном производстве, в то время как дворцовые евнухи соперничали между собой в борьбе за власть, влияние и личное обогащение.

Мин. Ду Цзинь «Собрание восемнадцати ученых мужей свиток 3» Свиток на шелку. Из собраний Шанхайского Музея
Мин. Ду Цзинь «Собрание восемнадцати ученых мужей свиток 3» Свиток на шелку. Из собраний Шанхайского Музея

Очевидно, обострившийся социальный конфликт стал причиной появления в конце периода правления Ваньли книги под названием «Трактат о ненужных вещах», принадлежащей перу Вэнь Чжэньхэна. Хотя большая часть текста представляет собой компиляцию из двух ранних работ Гао Ляня и Ту Луна, труд содержит многочисленные дополнительные замечания автора относительно упаднических тенденций в культурной жизни общества того времени. В дополнение ко всему «Трактат о ненужных вещах» позволяет составить представление о культуре мебели в контексте социальных изменений того времени. Две из двенадцати глав трактата посвящены детальному описанию различных типов топчанов и кроватей, табуретов, стульев, столов, сундуков, книжных шкафов, кресел (шоуфуи), подставок для ног. Здесь же содержится подробная информация о стилях и формах мебели, материала для её изготовления, конструктивных особенностях и функциональному использованию. Именно благодаря этому труду мы узнали, как высоко ценилась лаковая кровать, украшенная росписью в виде бамбука, подобная той, что была изображена на иллюстрации в энциклопедии «Сань цай ту хуй» Становится также понятно, что культурная элита предпочитала кровати, выполненные в старом стиле, имеющие в своей конструкции проножку для придания ей большей устойчивости, или та в виде платформы-топчана. Автор сообщил нам, что складная кровать (чжэдэ цзяочуан) прекрасно подходит для использования на лодке во время речных прогулок. Далее автор говорит «…о достаточно элегантных кроватях из кипариса, украшенных резьбой в виде бамбука, которые будут хорошо смотреться в женских покоях или небольшом кабинете».

Несмотря на тот факт, что упоминания в раннецинских источниках о популярности мебели, украшенной резьбой в виде бамбука, встречаются повсеместно, труд Вэнь Чжэньхэня содержит самое раннее упоминание о моде на такую мебель. По иронии судьбы, он сам был человеком, активно пропагандирующим эти художественные формы. Такая мода достигла своего пика в период правления цинских императоров Юнчжэна и Цяньлуна когда технический уровень и навыки в использовании материала достигли высочайшего уровня, что и привело к окончательному формированию формы и стиля.

Описывая табурет(дэнцзы), Вэнь вводит в оборот термин «сымяньпин», означающий конструкцию прямоугольной формы, которую можно наблюдать на фресках Яньшаньского монастыря, относящегося ко времени правления династии Цзинь. Вэнь также говорит, что табурет простой прямоугольной формы использовался образованной прослойкой для путешествий в горы, или прогулке на речных лодках.

Далее Вэнь приводит описание конструкции стола для алтаря: “…загнутые вверх боковые края стола не должны быть излишне острыми, а плавными и округлыми, подобными тем, что делались в древности”.

Говоря о боковых резных панелях стола, он замечает: «для их изготовления возьмите толстую широкую доску, подобную той, из которой делается столешница, и украсьте её воздушной резьбой в виде плывущих облаков или в виде жезла жуи. Не стоит украшать их таким вульгарным орнаментом как, драконы, фениксы, цветы или травы». Данный комментарий представляется особенно интересным в свете того факта, что в Лубаньцзин не содержится упоминаний о таких видах декора, что свидетельствует о преобладании других популярных на тот момент времени мотивов. Вэнь полагает, что «длинные и узкие столы для алтаря, что делаются в наши дни, выглядят просто омерзительно». Здесь же находим описание формы книжного шкафа (шучу): «избегайте класть книги на самые нижние полки шкафа, по причине сырости исходящей от пола. По этой же причине ножки у шкафа должны иметь достаточную высоту, в противном случае шкаф следует ставить на дополнительную подставку». Говоря о подставке для ног с валиками для массажа ступней, Вэнь говорит: «массаж ступней стимулирует циркуляцию жизненной энергии ци».

Среди описаний древесины для производства мебели Вэнь называет розовое дерево, сандал, эбеновое дерево и наньму. Табуреты из сычуаньского кипариса, инкрустированные чёрным деревом, вызывают у автора искреннее восхищение. Более всего ценилась лаковая мебель и мебель инкрустированная перламутром. Наибольшим успехом пользовались изделия из лаков сунской и юаньской династий. Если такой старый лаковый стол поставить в беседке на воздухе, утверждает автор, то со временем "лак приобретет оттенок, радующий глаз, и такой редкий в наши дни".

tags: мебель древнего Китая, китайская классическая мебель, минская мебель, мебель правления династии Мин, цинская мебель, средневековая китайская мебель, очерк истории развития китайской классической мебели, китайское мебельное ремесло, мебельное ремесло древнего Китая, золотой век китайской классической мебели, стилистика классической китайской мебели.

Вам также может понравится