Главный холл традиционной китайской усадьбы - часть 2


Автор выражает искреннюю благодарность Косенкову Евгению за помощь в редакции статьи.

ГЛАВНЫЙ ХОЛЛ – ЦЕНТР ТРАДИЦИОННОГО КИТАЙСКОГО ЖИЛИЩА часть 2.

Усадьбы в южной части провинции Аньхуй имеют характерную особенность. Будучи достаточно компактными, они имеют в своей конструкции не менее двух этажей. Все здания усадьбы выстраивались по периметру небольшой открытой площадки, служившей внутренним двориком. Главный холл усадьбы находился в северной части комплекса и не имел стены, отделявшей двор от внутреннего помещения здания. Задняя часть главного холла, то есть его северная стена, была обшита деревом, и называлась «стена великого наставника» (тайшиби), слева и справа от стены находились дверные проёмы без дверных створок. У «стены великого наставника» стоял длинный прямоугольный стол (чанцзи), рядом с которым находился стол «восьми небожителей». У восточной и западной стен холла стояло одинаковое количество стульев со спинками, межу каждой парой которых стоял чайный столик. На длинный стол у стены наставника выставлялись различные произведения искусства. В домах менее образованного люда эти предметы играли роль благопожелательных символов. Так, например, ваза (пин), поставленная у восточной стены, в сочетании с зеркалом (цзин) у западной стены, давала в сумме «пинцзин», что было созвучно слову «спокойствие». Даже несмотря на то, что главный холл усадьбы в южной части провинции Аньхуй был небольших размеров, здесь всегда можно было увидеть от двух до четырёх стульев, над которыми непременно висели гуапин, на мраморных филёнках которых были изображены горные пейзажи, образованные естественным узором камня.

В юго-западной части провинции Фуцзянь главный холл усадьбы отличался значительной высотой потолка и богатством внутренней отделки. Высокий стол для подношений (шэньлун аньчжо) с табличками с именами предков (имел длину 3.3 метра, глубину 60 сантиметров и высоту, как минимум, на полметра выше, чем длинный прямоугольный стол) был композиционным центром главного холла. Так как края столешницы были загнуты кверху, стол производил достаточно величественное и внушительное впечатление. Перед столом для подношений обычно стоял длинный прямоугольный стол (чанцзи), на котором стояли курильница для возжигания благовоний и подношения духам предков. Перед столом с благовониями ставился стол восьми небожителей, использующийся для приёма гостей, и совместных трапез членов семьи. С каждой стороны от стола для подношений ставились подставки для цветов (хуацзи), иногда ещё одна пара подставок ставилась и по краям длинного прямоугольного стола (чанцзи). По одному стулу ставилось справа и слева от стола восьми небожителей. Постепенное, в направлении от стола восьми небожителей увеличение высоты и ширины предметов мебели, создавало впечатление ощущения строгой иерархии. Вдоль боковых стен главного холла симметрично ставились стулья (и), чайные столики (чацзи), столы с квадратными столешницами (фанчжо), стол типа консоли с полукруглой столешницей (баньчжо).

Усадьбы в районах провинций Цзянсу и Чжэцзян являются квинтэссенцией китайской усадьбы. Здесь на дренированных почвах озера Тайху строились усадьбы, являющиеся показателем процветания региона. В наши дни большое число преуспевающих людей из Шанхая и других крупных китайских городов отстроили себе здесь богатые особняки. Существуют несколько типов главных холлов в усадьбах провинций Цзянсу и Чжэцзян, которые, в отличие от аналогичных помещений в Шаньси, южных районах Анхуй и Фуцзянь, функционально не служили в качестве культового помещения, предназначенного для общения с душами усопших предков. Напротив, в усадьбе имелось несколько главных холлов, каждый из которых мог выполнять различные функции, будучи не только местом, где чтили память предков (цзутан), но и гостиной для сбора семьи, приёма гостей (кэтин) и даже цветочной оранжереей (хуатин). Так как главный холл (цзутин) находился в центре усадьбы, то другие большие помещения (тинтан) могли располагаться позади небольшого сада или по соседству с ним. Мебельная обстановка главного холла местных усадеб насчитывала значительное число предметов мебели. Кроме предметов, о которых уже говорилось ранее, здесь были платформообразные топчаны (та), ширмы (пинфэн). Богато украшенный резьбой топчан, служащий для сидения и дневного отдыха, ставился в центре гостиной (кэтин). Перед топчаном, а также с обеих сторон стояли небольшие столы (чжо, цзиань), подставки для цветов (хуацзя) или открытые стеллажи (бабаогэ). Здесь же, в центре гостиной, стоял стол с круглой столешницей (юаньчжо) с табуретами, сиденья которых были также круглой формы (юаньдэн). Вдоль стен гостиной симметрично располагались стулья с чайными столиками. Форма и стиль мебели, составлявшей обстановку гостиной, была весьма практичной и функциональной. Мебель могла быть богато украшена резьбой в виде хайтан мэйхуа, могла иметь в своей конструкции проножку. Спинки стульев (пинбэйи и хуабэйи) также были богато украшены резным декором. Свитки с каллиграфией и картинами, подвесные ширмы (гуапин) украшали все четыре стены помещения. На потолке висели красивые цветные фонари (хуадэн), создающие впечатление уюта и жизненной энергии.

В заключение можно сказать, что каждый входящий в главный холл традиционного китайского поместья предмет интерьера выполнял чётко определённую функцию и служил дополнением к общей обстановке помещения. Мебель и обстановка в главном холле была материальным отражением вовне статуса своих владельцев. В традиционном Китае достаточно было взглянуть на убранство этого помещения, чтобы понять социальный статус, достаток и культурный уровень семьи. С точки зрения дизайна можно сказать, что традиционное китайское жилище представляет собой хорошо сбалансированную структуру, обращённую внутрь. Внутреннее пространство организовано по иерархическому принципу с акцентом на главный холл усадьбы – символическое ядро единения и преемственности поколений.
Использованная в статье литература

  1. 汉英中华文化图解词典.上海外语教育出版社 1999
  2. 汉英文物考古词汇. 紫禁城出版社 2005
  3. «Древние китайцы в эпоху централизованных империй» М.В Крюков, Л.С Переломов, М.В Софронов, Н.Н Чебоксаров Главная редакция восточной литературы издательства «Наука» 1983 г.
  4. «Древние китайцы в эпоху централизованных империй» М.В Крюков, Л.С Переломов, М.В Софронов, Н.Н Чебоксаров Главная редакция восточной литературы издательства «Наука» 1984 г.
  5. 老房子.北京四合院.江苏美术出版社1999
  6. Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии. Годовой цикл Главная редакция восточной литературы издательства «Наука» 1989 г.

Вам также может понравится