Главный холл традиционной китайской усадьбы - часть 1


Автор выражает искреннюю благодарность Косенкову Евгению за помощь в редакции статьи.

ГЛАВНЫЙ ХОЛЛ – ЦЕНТР ТРАДИЦИОННОГО КИТАЙСКОГО ЖИЛИЩА часть 1.

Классическая усадьба Сыхэюань времен правления династии Цин. 1.Главные ворота усадьбы (дамэнь) 2. Вход (мэньдун) 3. Привратницкая (мэньфан) 4. Помещения с окнами, обращенными в направлении внутреннего двора (даоцзо) 5. Внешний двор, расположен рядом с входом в усадьбу (вайюань) 6. Передний двор, расположен за внутренними воротами 7. Внутренние ворота (чуйхуамэнь или эрмэнь) 8. кирпичная стена (чжуаньцян) 9. Боковой внутренний двор (пяньюань) 10. Стена внутреннего двора (юаньцян) 11. Небольшие подсобные помещения
Классическая усадьба Сыхэюань времен правления династии Цин. 1.Главные ворота усадьбы (дамэнь) 2. Вход (мэньдун) 3. Привратницкая (мэньфан) 4. Помещения с окнами, обращенными в направлении внутреннего двора (даоцзо) 5. Внешний двор, расположен рядом с входом в усадьбу (вайюань) 6. Передний двор, расположен за внутренними воротами 7. Внутренние ворота (чуйхуамэнь или эрмэнь) 8. кирпичная стена (чжуаньцян) 9. Боковой внутренний двор (пяньюань) 10. Стена внутреннего двора (юаньцян) 11. Небольшие подсобные помещения

Главный холл (тинтан или чжэнфан) был центром хорошо организованного традиционного китайского жилища. Именно это помещение в доме служило неким символическим ядром единения и преемственности поколений семьи, именно здесь члены семьи мужского пола совершали поклонения божествам, воздавали должное духам предков, здесь принимали гостей, родственников и друзей. Иногда кроме чисто формальных и ритуальных функций главный холл выполнял чисто утилитарные функции и был местом проведения семейных мероприятий, празднования нового года, свадеб и похорон. Здесь оглашались важные для семьи решения и проводились нравоучительные беседы с младшими членами семейства. Будучи местом проведения почти всех без исключения семейных мероприятий, главный холл был воплощением не только социального статуса и экономического благосостояния дома, но и показателем культурного уровня и художественных предпочтений своих владельцев. Переступив порог главного холла и взглянув на его внутреннее убранство, можно было безошибочно угадать социальный статус и общественное положение его усопших и ныне здравствующих владельцев.

Китайская семья перед входом в главный холл усадьбы. Провинция Сычуань. Фото 19 века.
Китайская семья перед входом в главный холл усадьбы. Провинция Сычуань. Фото 19 века.

Почему же именно убранству главного холла уделялось так много внимания? Ответ на этот вопрос заключается в традиционных верованиях китайцев, согласно которым мир состоит из трёх главных, расположенных один над другим пространственных миров: «чувственного мира», «мира форм» и «мира не-форм». «Чувственный мир» охватывает подземное, земное и небесные пространства. «Мир форм» - иллюзорный мир и «мир не-форм»-сфера чистого сознания. Каждый из этих миров присутствует в любом другом мире, миры как бы проникают друг в друга. Все три мира существуют объективно, как содержание сознаний всех живых существ, что нашло отражение и в убранстве главного холла.

Традиционное китайское жилище, будучи частью «чувственного мира», было объектом регулярных инспекций Бога Очага, а также эпизодических визитов неприкаянных душ, нарушающих покой живущих в нём людей. Населяя одну с богами и духами территорию, каждая семья была обязана совершать поклонения обеим группам. Регулярные подношения, и обращения к богам были призваны их задобрить, заручиться их защитой от злых духов. Каждый год, 15 числа первого лунного месяца, в Китае отмечают Праздник первой Ночи (Юаньсяо), первое полнолуние в Новом году. Праздник Чистого света (Цинмин) «день поминовения предков», который справляют в один из дней с 4 по 6-ое апреля, является одним из древнейших китайских праздников. По традиции в этот день члены семьи отправляются на кладбище и приводят в порядок семейные могилы. В этот же день в главном холле совершаются праздничные церемонии, включающие обряд поклонения божествам и подношения даров душам умерших предков.

Обстановка главного холла усадьбы в районе г.Сучжоу.
Обстановка главного холла усадьбы в районе г.Сучжоу.

Таким образом, главный холл традиционного китайского жилища является местом коммуникации людей, духов и божеств. Здесь люди приветствовали богов, прося у них защиты и покровительства. После смерти родственник становился духом, нуждающимся в пище, и периодически возвращался в главный холл, чтобы отведать подношений, оставленных здесь специально для него. Расстановка мебели в главном холле диктовалась именно необходимостью удовлетворить потребность в общении людей, божеств и духов. В мебельной обстановке и декоре самого помещения преобладали благопожелательные мотивы, призванные обеспечить покой и благополучие как здравствующих членов семейства, так и усопших предков. Наиважнейший предмет мебели в главном холле, коим являлся стол для подношений духам предков (шэньлун аньчжо), предназначался для размещения на нём табличек с именами предков (шэньвэй), разнообразных предметов культа и собственно подношений. Кроме этого, хозяева дома расклеивали бумажные надписи благопожелательного содержания по обеим сторонам входа в дом, чтобы отпугнуть злых духов, в особенности души неприкаянных, что остались без должной заботы со стороны родственников.

На столе для подношений могли располагаться таблички с именами предков, предметы культа, настольная ширма, вазы для цветов, редкие камни, часы с боем и т.д.
На столе для подношений могли располагаться таблички с именами предков, предметы культа, настольная ширма, вазы для цветов, редкие камни, часы с боем и т.д.

Даже несмотря на конструктивные различия в планировке жилища в различных районах Китая, тем не менее, приходится признать наличие общих правил, регулирующих расстановку мебели в главном холле усадьбы. Так, например, таблички с именами предков располагались на столе для подношений духам предков, стоящем у северной стены либо крепились к ней. В других случаях на столе для подношений могли просто стоять ритуальные предметы типа курильницы для возжигания благовоний. Края столешницы были завёрнуты кверху, а детали подстолья богато украшались декоративным орнаментом. Стол имел значительную высоту, при которой столешница могла находиться на уровне глаз смотрящего. Прямо перед столом для подношений стоял длинный, прямоугольной формы стол (чанцзи), который служил главным образом для того, чтобы выставлять на него различные предметы. Столешница могла быть плоской либо с загнутыми кверху или книзу краями. Перед этим столом ставился стол квадратной формы «восьми небожителей» (басяньчжо), необходимый и неотъемлемый атрибут любого застолья. С каждой стороны стояло по паре стульев со спинками. Стулья различной формы расставлялись согласно пожеланиям главы семейства. Помимо стульев, здесь же по периметру всего помещения стояли табуреты с сидениями круглой и прямоугольной формы и скамьи, призванные в случае необходимости удовлетворить потребность в местах для сидения. Столы чжо были вторыми по количеству предметами мебели, уступающими только стульям. Подставки для цветов (хуацзи) обычно имели одну со столом для подношений высоту. Низкие столики (чацзи) ставились между парой стульев и конструировались таким образом, чтобы сидящий мог без труда дотянуться до чашки с чаем.

Примерный план главного холла усадьбы в провинциях Шаньси, Чжэцзян, Цзянсу и Фуцзянь. 1. стол восьми небожителей (Басяньчжо) 2. табуреты (дэн) 3. кресла (И) 4. стол с квадратной столешницей (фанчжо) 5. стол для подношений (шэньлун аньчжо) 6. цветочная ваза 7. Зеркало (цзинцзы) 8. таблички с именами предков (цзуцзун пайвей) 9. курильница для возжигания благовоний 11. столики с квадратной столешницей 12. стол с квадратной столешницей (фанчжо) 13. чайные столики (чацзи) 14. передний двор 15. задний двор 16 пруд
Примерный план главного холла усадьбы в провинциях Шаньси, Чжэцзян, Цзянсу и Фуцзянь. 1. стол восьми небожителей (Басяньчжо) 2. табуреты (дэн) 3. кресла (И) 4. стол с квадратной столешницей (фанчжо) 5. стол для подношений (шэньлун аньчжо) 6. цветочная ваза 7. Зеркало (цзинцзы) 8. таблички с именами предков (цзуцзун пайвей) 9. курильница для возжигания благовоний 11. столики с квадратной столешницей 12. стол с квадратной столешницей (фанчжо) 13. чайные столики (чацзи) 14. передний двор 15. задний двор 16 пруд

Несмотря на то, что такую обстановку можно было наблюдать повсеместно, простота или изысканность внутреннего убранства во многом зависела от достатка и предпочтений семейства. И хотя многие предметы обстановки могли отличаться богатством и качеством отделки, в большинстве случаев расположение мебели было схожим и носило официально-воздержанный характер. Симметрия и наличие центральной оси, прослеживающиеся в планировке мебели и создающие ощущение трепета и благоговения, были главными принципами организации пространства. Таким образом, организация пространства в главном холле поместья в значительной степени отличалась от того, каким образом это делалось в спальном помещении или кухне, где планировка носила достаточно условный характер.

Кроме незначительных региональных отличий в предметах мебели, со сменой правящих династий происходили и определённые изменения в планировке мебельной обстановки. Мебель, произведённая во времена правление династии Мин, когда мебельное производство в Китае достигло небывалого расцвета, отличалась простотой и лаконичностью форм. Произведённая из отличного качества древесины, она обладала изяществом и надёжностью конструкции. Сохранилось лишь незначительное количество предметов минской мебели, украшающих в наши дни собрания музеев и частных коллекций. Цинскую мебель, наоборот, можно нередко увидеть и в современных китайских домах. В общем и целом, для китайской классической мебели характерна общность форм с наличием незначительных региональных отличий. Попытаемся рассмотреть региональные особенности в расстановке мебели в главном холле усадеб в провинциях Шаньси, Цзянсу, Чжэцзян, южной части Анхуй и в провинции Фуцзянь. Несмотря на то, что строение усадьбы в провинции Шаньси может быть в общем отнесено к типу, характерному для северного Китая, крупные усадьбы в районе Цисян в центральной части провинции значительно крупнее своих северных собратьев. Исторически это было обусловлено следующим фактом. Дело в том, что большое число выходцев из этих мест занимались внутренней торговлей, что давало прекрасную возможность много путешествовать. Вернувшись домой, они отстраивали внушительные по размерам поместья с многочисленными внутренними двориками, окружёнными тремя и даже пятью жилыми постройками. Войдя в главный холл поместья в Цисян, сразу бросается в глаза то, что он удивительно неглубокий. Это вызвано коротким в северных широтах световым днём и необходимостью освещения помещений в зимнее время года. В том случае, если помещение будет слишком вдаваться вглубь строения, солнечный свет не будет проникать в дальние уголки помещения. Таким образом, уменьшение площади помещения главного холла естественно привело к уменьшению количества мебели, которую можно было здесь разместить. Так как таблички с именами предков располагались на длинном прямоугольном столе (чанцзи), стол для подношений, как правило, не использовался. Кроме прямоугольного стола здесь стоял стол «восьми небожителей», у которого с каждой стороны стояли стулья со спинками. У северной стены помещения стояли подставки для цветов (хуацзя) или открытый стеллаж (бабаогэ), на который выставлялись различные безделушки. Так как главный холл находился в центре трёхчастной конструкции, то два боковых помещения служили спальнями, в которых кровати были встроенного типа и имели достаточно большие размеры. Будучи не только местом для сна, они были также местом для проведения досуга, учёбы, занятий рукоделием. Усадьбы южной части Аньхуй представляют собой противоположность Шаньси. Большая часть выходцев из этих мест были также удачливыми торговцами, как и их соотечественники из Шаньси, однако торговали они преимущественно в развитых провинциях центрального и южного Китая. Разбогатев и вернувшись домой, они отстраивали себе роскошные усадьбы и обставляли их отменного качества мебелью.

Вам также может понравится