Кровать с балдахином «Цзяцзычуан»
Кровать с балдахином появляется в период правления династии Мин. Название «цзяцзычуан» является общим для кроватей, имеющих в конструкции каркас для балдахина, который в правление династий Хань и Вэй называлась «чуанчжан» – шатер кровати, или «чэнчень»- «подпирать, брать, принимать пыль». Из чего можно предположить, что кровать с балдахином цзяцзычуан эволюционировала в результате соединения кровати архата с шатром. Балдахин исполнял чисто утилитарные функции, защищая хозяев от холода и москитов.
Кровати данного типа можно было условно классифицировать по количеству опор, на которых покоился балдахин. Те из них, у которых в конструкции по углам обвязки сидения было четыре опоры, назывались «сычжучуан» (букв. кровать с четырьмя опорами). У некоторых кроватей помимо четырех основных несущих опор, с передней стороны имелись еще две дополнительные, оформляющие некое подобие входа, и тогда кровать называлась «лючжучуан», соответственно, или «даймэньвэйцзы цзяцзычуан» - «кровать с балдахином и перегородками [оформляющими] вход».
Наиболее сложной для изготовления была кровать «юедунши мэньчжао дацзяцзычуан» - «большая кровать с балдахином с входом [оформленным в виде луны]».
Еще более крупная по размерам кровать, конструкция которой покоилась на своеобразном помосте «дипин», а в пространстве перед кроватью имелся «предбанник» переходящий в «комнату», служащую местом для сна, называлась «бабучуан» или «кровать-альков».
Большая часть кроватей относящихся к периоду правления Мин комплектовалась подставками для ног, которые для лоханьчуан были короткими и парными, а для цзяцзычуан и бабучуан были длинными и одинарными.
С появлением кровати с балдахином, происходит разделение на предметы, предназначенные для сна и для отдыха. В первую группу попадают кровать с балдахином и кровать–альков, во вторую – топчаны «та» и кровать архата «лоханьчуан», на которых продолжают принимать гостей. Хотя такое разделение можно считать условным, и точнее было бы сказать, что использование второй группы предметов скорее зависело от того, где они находились. Если в спальне, тогда топчан и кровать архата также могли использоваться в качестве мебели для сна.
В средневековом Китае, в стране с патриархальными устоями, где женщина не обладала такими же правами и свободами как мужчина и находилась в зависимом от него положении, мужчина спал снаружи. Во-первых, чтобы в случае угрозы защитить ее, в случае нужды – проводить в отхожее место, и, в-третьих – чтобы «блюсти» морально-нравственный облик дорогой супруги.