Обстановка традиционного китайского жилища на севере Китая - часть 4


Мебель, производимая крестьянами и деревенскими умельцами

По причине вечной экономической отсталости сельских районов, жизнь в деревне никогда не отличалась достатком и разнообразием. Внутреннее убранство крестьянского жилища и его меблировка были достаточно убоги. Самая необходимая для жизни мебель изготавливалась самими крестьянами либо деревенским плотником. Отличительной чертой такой мебели были грубая работа и простота отделки. Лишь небольшая её часть в лучшем случае красилась или просто покрывалась тунговым маслом. Большая часть этих предметов сохранила оригинальную стилистику древней мебели, не испытав сколько-нибудь значительного влияния внешних факторов. В этих простых предметах мебели чётко усматривается настроение древних мастеров. В северно-западных районах Шаньси, на северо-востоке Китая, и в части районов внутренней Монголии сохранились прототипы низких столов (дуаньчжо), дошедшие до наших дней со времён династии Ляо, в деревнях центральных районов Шаньси существуют типы предметов мебели, изображения которых встречаются на настенных фресках захоронений династии Цзинь. В некоторых деревнях северной части провинции Хэнань сохранились образцы предметов, напоминающие стилистику мебели времён династии Сун.

Мебель, произведённая в сельских мебельных мастерских

Китайские плотники за работой. Фотография конца 19 века.
Китайские плотники за работой. Фотография конца 19 века.

В сельских мебельных мастерских, расположенных в маленьких городках, использовался труд плотников, ушедших из деревень в поисках лучшей доли. Строение, в котором располагалась мастерская, состояло, как правило, из двух помещений, одно из которых, выходящее фасадом на улицу, было мастерской. Примыкающее к мастерской помещение использовалось как жилая часть. Секреты мастерства передавались от отца сыну или от мастера ученику. Ремесло обеспечивало семье мастера небольшой, но стабильный доход. Развитие рыночных отношений требовало постоянного улучшения качества производимой продукции и, как следствие, повышения художественных и технических стандартов, предъявляемых к производимой мебели.

Сельские мастерские производили широкий ассортимент предметов мебели, а иногда и сельскохозяйственные орудия, что было особенно характерно для северных районов Китая. Небольшой фрагмент из 9 главы романа «Цветы сливы в золотой вазе» позволяют составить представление о том, что производилось в сельской мастерской:
“Симэнь отвел Цзиньлянь довольно просторный флигель с теремом, расположенным в саду. Внизу по одну сторону располагалась передняя, а по другую – спальня. За шестнадцать лянов Симэнь купил ей покрытую черным лаком с позолотой и разноцветными узорами кровать. На нее спускался крапленый золотом полог из красного газа. Были со вкусом расставлены отделанные слоновой костью шкафы с посудой, расписанные цветами столы, стулья, обтянутые парчою, круглые табуреты. К флигелю примыкал отдельный дворик с едва заметной среди обилия цветов калиткой. Редко кто заглядывал в этоукромный уголок”.

“Когда Симэнь отдёрнул дверную занавеску, прямо перед ним на новой перламутровой кровати спала Цзиньлянь.
Надобно сказать, что перламутровая кровать была до этого только у Пинъэр, но Цзиньлянь выпросила себе такую же. Симэнь потратил на неё шестьдесят лянов серебра. Эта кровать была с перильцами. По обеим сторонам её устанавливались инкрустированные перламутром перегородки, на которых красовались терема и террасы, палаты и башни, букеты цветов и пёстрые птицы. Тут же торчали три гребня, изображающие сосну, бамбук и дерево мэй - трёх друзей, стойких в зимнюю стужу. Сверху ниспадал лиловый шёлковый полог, который висел на парчовой ленте, поддерживаемой серебряными крючками. Развешанные повсюду ароматические шарики наполняли ложе благоуханием”.

В произведении Фань Ляня, написанном в эпоху Мин « Юньцзянь цзюйму чао», читаем следующее: “После того, как Мо Тинхань выдал свих дочерей замуж за сыновей из семейств Гу и Сун, он приобрёл хорошей древесины и материалов в Умыне. В годы правления императоров Лунцина и Ваньли в крупных сельских центрах началась жестокая конкуренция среди мелких мастеров, которая привела к тому, что вся торговля, связанная с производством мебели для приданного, сконцентрировалась в руках аньхуйских мастеров”. Определение «мелкие», служит для обозначение мастеров-мебельщиков, в отличие от тех, кто занимался строительством домов. Факт конкуренции, приведённый в отрывке, скорее всего, имеет отношение к периоду правления Мин в районах Сучжоу и Янчжоу, однако аналогичная ситуация вполне могла иметь место во многих средних и небольших городках северного Китая. В период правления династии Цин о конкуренции могли свидетельствовать многочисленные мебельные ряды, которые были организованы в южных районах Пекина.

Мебель, производимая под заказ

Иллюстрация к роману «Сон в красном тереме». С ксилографического издания времен правления Цин.
Иллюстрация к роману «Сон в красном тереме». С ксилографического издания времен правления Цин.

Хозяйства с большим достатком, семьи чиновников, ушедших на покой и вернувшихся в родные города, торговцы, добившиеся успехов в предпринимательской деятельности, а также те, кто пользовался сколько-нибудь значительным влиянием в обществе, был образован и материально обеспечен, могли позволить себе заказать обстановку, удовлетворяющую своим художественным вкусам и потребностям. Представители данных социальных групп могли предъявлять требования к размерам, стилистике, декору, материалам предметов, выполняемых мастером-краснодеревщиком под заказ. В семнадцатой главе романа «Сон в красном тереме», написанном во времена правления императора Цяньлуна, читаем следующее:

“- Домики и дворы построены, столы и стулья расставлены - это хорошо, а вот готовы ли пологи, занавески и старинные украшения?
- В последние дни нам привезли много мебели и возможных украшений, - ответил Цзя Чжень, - и все это будет скоро расставлено и развешано. Правда, я слышал вчера от брата Цзя Ляня, что еще не все пологи и занавесы готовы, только половина. Ведь их заказали после того, как началось строительство и были составлены планы и расчеты”.

Судя по этому отрывку, многие предметы интерьера изготавливались под заказ, а не покупались готовыми на рынке. Далее читаем следующее описание:

Иллюстрация к роману «Сон в красном тереме». С ксилографического издания времен правления Цин.
Иллюстрация к роману «Сон в красном тереме». С ксилографического издания времен правления Цин.

“Через проход в стене они вышли к извилистой галерее, к которой вела выложенная камнем дорожка. За галереей укрылся небольшой домик, в нем было две светлые комнаты и одна темная, кровать, письменный и обеденный столик, стулья – вот и вся мебель, зато как она гармонировала с убранством домика! Дверь одной из комнат выходила в сад, где росли грушевые деревья и широколистные бананы. Из отверстия в стене, окружавшей внутренний дворик, вытекал ручеек. Огибая домик, он бежал мимо крыльца, через передний двор и исчезал в бамбуковой роще”.

Именно то “как мебель гармонировала с убранством домика”, позволяет нам предположить, что мебель, использованная для благоустройства маленьких комнат дома, ввиду ее нестандартных размеров, могла быть изготовлена только под заказ.

Материальное благосостояние, художественно-эстетические предпочтения заказчика, высокие технические требования к изготовлению, материалу и отделке изделий обеспечивало значительно более высокое качество мебели, чем то, что было доступно большинству жителей городов. Только хорошо налаженное в рамках мебельных мастерских производство могло обеспечить эксклюзивный уровень качества производимой мебели. Именно эти социально-экономические предпосылки обеспечили высокий уровень дошедших до наших дней предметов мебельного интерьера той эпохи.

Вам также может понравится